Архив   Авторы  

Чистый QR
Hi-techБизнес

Черный квадрат: не Малевич, но дорогого стоит

 

Сфера применения матричных штрихкодов, которые изначально создавались для бизнес-задач автоматической идентификации, за последние годы существенно расширилась. Из Японии и Южной Кореи, где мозаичные матрицы стали привычными на визитках, журналах, газетах, листовках, плакатах, досках объявлений, продуктах питания и даже надгробиях, QR-коды попали в США и страны Европы. Первопроходцем их применения в России стала компания МТС, которая в 2010 году запустила первый в России «QR-квест», а нынешней осенью внедрила QR-коды во всех своих каналах продаж телефонов и гаджетов. Чем же интересны QR-коды для обычного пользователя? Попробуем разобраться.

«Суть штрихового кодирования заключается в возможности быстрой идентификации объекта и получения информации о нем», — говорит технический директор Dev.House Group Николай Виноградов. Среди основных преимуществ этой технологии стоит отметить минимальные расходы на нанесение кода, а также приемлемую надежность и скорость считывания. Двухмерные коды основаны на расположении черных элементов внутри матрицы, при этом каждый из них имеет определенный размер, а его позиция кодирует данные. Если для обычных штрихкодов объем хранимой информации ограничен десятками символов, то для матричных он составляет уже несколько тысяч знаков. Сегодня используется несколько алгоритмов матричного кодирования, в том числе Aztec, DataMatrix, Microsoft Tag и QR.

Технологию QR (Quick Response — «быстрый отклик») разработали еще в 1994 году в японской компании Denso Wave (подразделение Toyota) для учета деталей в автомобилестроении. А вот возможности QR-кодов для массового потребителя раскрылись лишь с появлением мобильных телефонов, оснащенных встроенными фотокамерами с автофокусом, где обработка изображения выполняется с помощью специального софта. Емкость одного QR-кода составляет 7089 цифр или 4296 алфавитно-цифровых символов, что вполне достаточно для хранения небольшого текста. По сравнению с одномерным матричное кодирование обладает еще одним достоинством — возможностью восстановления поврежденных данных. Алгоритм коррекции ошибок, используемый в QR-технологии, позволяет восстановить до 30 процентов утраченной информации. «Это особенно важно при чтении изображения с бликующей поверхности, когда нарушается целостность кода», — подчеркивает руководитель проектов i-Free Innovations Николай Зайцев.

Сегодня QR-коды нашли применение не только в производстве и логистике, но также в торговле, на транспорте, в маркетинговых коммуникациях и рекламе. Обычно в двухмерных матрицах зашифрована ссылка на сайт, по которой можно получить более подробную информацию о продукте или услуге. «В коммуникации с технически продвинутой аудиторией QR-коды привносят очень сильный тизер-элемент», — уверен руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком» Алексей Бессарабский. Например, звезды женского пляжного волейбола в Великобритании превратили нижние части своих бикини в привлекательную рекламную площадку, разместив там QR-коды, содержащие ссылку на сайт букмекерской конторы. А вот консалтинговая компания Phillips & Company предлагает наносить огромные QR-коды на крыши домов, утверждая, что подобная реклама будет видна со спутников и пролетающих самолетов.

Найдет ли свое место QR-технология в механизмах оплаты? Руководитель по развитию бизнеса IBM в России и СНГ Борис Поддубный считает, что QR-коды не могут применяться в платежных сетях по причине своей низкой защищенности и отсутствия механизмов управления цифровыми сертификатами. Да и, по мнению генерального директора розничной сети МТС Андрея Кленина, у QR-кодов совершенно другая роль: скорее, это может быть квитанция о совершенном платеже либо билет в кино или на транспорт. Так, в июле МТС запустила услугу по приобретению билетов с мобильного телефона на «Аэроэкспресс», когда документ отображается в приложении «Легкий платеж» в виде QR-кода. Для прохода через турникет достаточно приложить экран гаджета к считывающему устройству.

Важно, что QR-технология позволяет пользователям не только потреблять информацию, но и проявить собственный креатив. Для того чтобы создать QR-код, например, для визитной карточки, в Сети существуют специальные сервисы. Человек, получивший визитку с таким двухмерным штрихкодом, легко сможет перенести всю контактную информацию (ФИО, рабочий и мобильный телефон, адрес электронной почты и т. д.) в свой смартфон. В начале октября компания «МегаФон» запустила новый портал (www.qr.megafon.ru). «Теперь каждый абонент «МегаФона» в состоянии самостоятельно создать необходимый QR-код, зашифровав в нем любую текстовую информацию, звуковой, графический файл или видео», — рассказывает директор по новым технологиям и услугам ОАО «МегаФон» Денис Ночевнов. Полученный код пользователь может отправить на мобильные телефоны или электронные адреса своих собеседников или загрузить на страницы в социальных сетях.

По мнению генерального директора компании «АйТи. Смарт системы» Александра Федина, при грамотном подходе QR-технология в нашей стране может занять свою нишу и достаточно широко использоваться. Необходимым условием здесь является, разумеется, должный уровень развития мобильного Интернета. Будем надеяться, что так оно и будет. Ведь чем большее число людей со смартфонами заинтересуется «умными» штрихкодами, тем больше будет появляться полезных и интересных применений, в том числе созданных пользователями.

QR-коды: дань моде или новые возможности?

Хотя у QR-кодов может быть множество разнообразных применений, на мой взгляд, основной интерес бизнеса и пользователей — в мгновенной связи между объектами материального и виртуального мира. Например, компания МТС первой в России внедрила QR-коды во всех каналах продаж телефонов. Теперь достаточно отсканировать код, размещенный на странице журнала, и совершить несколько кликов на телефоне.


Андрей Кленин

ге­не­раль­ный ди­рек­тор роз­нич­ной се­ти ком­па­нии МТС

QR-коды просто обязаны неплохо сработать в мобильном маркетинге. Вообще QR-коды — это своеобразное, но довольно сильное средство связи онлайн- и офлайн-пространств, которое необходимо в коммуникациях «компания — клиент». Именно поэтому они максимально полезны как раз в маркетинге при условии того, что маркетологи угадали с нишей и целевой аудиторией. Во всем остальном это, скорее, мода.


Алексей Бессарабский

ру­ко­во­ди­тель от­де­ла мар­ке­тин­га ком­па­нии «Ман­го Теле­ком»

Абсолютно любую технологию можно использовать как эффективно, так и неудобно или непрозрачно для пользователя. А QR — это технология, которая доступна в приложениях и сервисах. Поэтому говорить о пользе QR-кодов можно только в контексте какого-либо сервиса. Если тот использует возможности QR-кодов, скажем, для упрощения оплаты товаров или доступа к информации, то успех применения в такой ситуации очевиден. Без ощутимой пользы потребителям это пустая трата средств.


Николай Зайцев

ру­ко­во­ди­тель про­ек­тов i-Free Innovations

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера