Архив   Авторы  

На изгибе
Hi-techБизнес

Россия имеет шанс стать мировым производителем передовой электроники

 

Компания Роснано получила доступ к самым передовым технологиям микроэлектроники, известным как «пластиковая», или «органическая», электроника. В денежном отношении это стоило ей 150 миллионов долларов, внесенных в уставный фонд производителя «гибких дисплеев» Plastic Logic, что соответствует примерно четверти акций этой международной компании. Каким образом наша страна может распорядиться этим шансом включиться в структуру международного разделения на одном из самых перспективных участков мирового хай-тека?

Вряд ли найдется сегодня кто-то, не слышавший о дисплеях, которые можно свернуть в трубочку, — их регулярно показывают на крупнейших международных выставках потребительской электроники. Правда, на уровень массового коммерческого производства они до сих пор не вышли, хотя в целом история их развития насчитывает уже два десятка лет. Корни научных исследований, уходящие в 80-е годы, ведут в две научные группы. Одна занималась цифровыми технологиями регистрации изображений в фирме Eastman Kodak, а вторая изучала физические свойства новых материалов в знаменитой Кавендишской научной лаборатории в Кембридже. Собственно, эти разработки лежат в основе того множества прототипов «гибких» устройств, которые демонстрируются общественности с начала 90-х годов прошлого века. У них единая природа: они используют свойство органических соединений излучать свет, когда через них проходит электрический ток. На физическом уровне это означает, что происходит эмиссия фотонов в зоне соприкосновения двух органических материалов, в одном из которых присутствуют избыточные электроны, а в другом — «дырки». Подбирая вещества, состоящие из молекул разной длины, можно получить любой цвет. Собственно, две ключевые технологии — OLED и PLED (родом из Kodak и Кембриджа соответственно) — отличаются способом работы с «органикой» (см. рисунок). Толщина органического напыления составляет 100—150 нанометров, то есть в 100 раз тоньше человеческого волоса. К тому же такой полупроводник представляет собой твердое вещество с некристаллической структурой, что и обусловливает необыкновенную гибкость готовых изделий, например экранов.

Но во многой мудрости много печали: эта удачная покупка РОСНАНО станет настоящей удачей для экономики страны только в соответствующем обрамлении бизнеса и новой производственной площадки, которую предстоит построить в Зеленограде. По оценке Ричарда Арчулета, генерального директора Plastic Logic, с конвейера там ежемесячно будут сходить сотни тысяч светодиодных матриц. Сфер применения для них множество: не только дисплеи ридеров электронных книг, но и экраны новых поколений для всевозможных мобильных устройств и прочей домашней электроники, которая еще только будет проектироваться в будущем. Аналитики IDtechEx предрекают этому рынку бурный рост — до 55,1 миллиарда долларов к 2020 году. Причем большая доля будущего рынка придется именно на новые сферы применения «гибких» микроэлектронных платформ. Может быть, органическая микроэлектроника скоро победит традиционную кремниевую?

Говорить о революционной смене поколений не приходится — у каждого есть свой потенциал и свои риски. «Дисплеи на основе тонкопленочных полимеров имеют хорошие параметры энергопотребления и стоимости материалов, но пока в стадии решения находится проблема их низкого быстродействия. Полупроводниковые полимеры (большие длинные молекулы) в принципе медленнее полупроводникового кремния с кристаллической решеткой, — отмечает Карина Абагян, директор по маркетингу «Ситроникс Микроэлектроника». — Сегодня на органике добиться высокой степени интеграции нельзя. Поэтому ее ниша — это схемы малой степени интеграции, где не требуется высокое быстродействие». Пока не придумано более эффективного способа реализовать функции логики и обработки данных, то есть «мозги» любого гаджета, чем кремниевые микрочипы.

Правда, недавно журнал Science сообщил о создании компьютерной памяти на основе органических полупроводников, а компании IBM и ARM (один из мировых лидеров в разработке микропроцессоров) объявили о совместной программе создания «кремниевого» микроэлектронного производства по технологическим нормам 14 нанометров. Но вот сколько будет оно стоить для заказчика?

«Каждая следующая победа в нанометрах дается ценой практически экспоненциального роста стоимости создания производства, — отмечает Георгий Колпачев, управляющий директор РОСНАНО. — Найти такие деньги сложно, и еще сложнее отбить капитальные затраты, ведь для этого нужно производить конечную продукцию в огромных объемах». Он сомневается, что этому помогут даже нынешние головокружительные темпы роста внедрения процессоров во всевозможные устройства. «Новая пластиковая технология снижает капитальные затраты в несколько раз. Это означает, что сама экономика начинает работать против кремния», — полагает он.

Правда, и у новых материалов, более дешевых в производстве, есть свои специфические проблемы. «Каждому новому виду материала придется пройти через множество лабораторных исследований — надо же выяснить досконально, как он будет вести себя при прохождении через него электрического тока, как будет реагировать на пары воды и т. д., — замечает Алексей Ковш, исполнительный вице-президент ГК «Оптоган». — Получив работающий образец продукции, придется заниматься снижением стоимости его производства, на это опять уйдут время и деньги. И только после всего этого можно задумываться об экономии на масштабе массовых продаж». Георгий Колпачев подтверждает: «Построить фабрику с нуля можно быстро, но вслед за этим начинается, может быть, самый важный для производства процесс — борьба за хороший показатель «выход годного». На этом ломались многие массовые производства, и не только в микроэлектронике. Но Колпачев уверен, что при слаженной работе научных коллективов и производственников необходимые значения качества продукции можно будет получить уже в конце 2013 — начале 2014 года.

Есть у проекта и свойственные любому коммерческому проекту рыночные риски. Для нового производства потребители — это те же заводы-производители, но выпускающие всевозможные цифровые устройства для потребительского и корпоративного рынков. Лучше крупные. Правда, искать их придется на мировом рынке при конкурентном прессинге. Однако есть и позитивная возможность: продукция новой фабрики может использоваться российскими производителями электроники. До сих пор заниматься сборкой в России из зарубежных компонентов было крайне невыгодно

В целом, по оценкам Алексея Ковша, проект РОСНАНО начат вовремя и в очень благоприятной среде. «У нашей компании похожий опыт: научная лаборатория в Финляндии, пилотное производство светодиодных платформ работает в технопарке Дортмунда, в ноябре открыли завод в Санкт-Петербурге, — рассказывает он. — По опыту скажу — в России сегодня есть главное. Во-первых, дешевые деньги, то есть страна готова даже переплачивать за доступ к инновационным технологиям. Во-вторых, рыночные риски минимальны, потому что спрос на продукцию точно будут подталкивать два мощных стимула: электронные книги и радиочастотные метки RFID. В-третьих, государство этот спрос будет стимулировать с помощью всяческих электронных идентификаторов, цифровых удостоверений личности и т. п.». Кстати, профессионалы говорят, что борьба за Plastic Logic была нешуточной. Нашим главным конкурентом выступал Китай, у которого тоже есть и деньги, и стремление государства к инновациям, и умение создавать спрос в приказном порядке. Пожалуй, единственное серьезное отличие от нас в том, что, попади технологии Plastic Logic в Китай, максимум через год там на украденной «гибкой» технологии уже работала бы своя фабрика. Хоть в этом мы опередили китайцев. Теперь очень хочется посмотреть, появится ли российская бытовая электроника, которой бы мы стали гордиться.

Что может препятствовать успеху российской «пластиковой» электроники?

Критически важным элементом является сбыт. Причем ориентироваться необходимо в первую очередь на мировой рынок. Но он очень конкурентный, и найти на нем свою нишу невероятно сложно. Особенно в тех сегментах, в которых высокотехнологичная продукция производится в огромных объемах и распространяется по всему миру. Там требования к качеству очень высокие, а бороться за норму прибыли можно, только поддерживая непрерывно расширяющийся поток инноваций.


Григорий Сизоненко

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии ИВК

Как я понимаю, Plastic Logic сейчас сосредоточена на превращении опытной технологии в промышленную. Известно, что штучно получить можно очень продвинутую технику — например, микросхему с топологией 10 или даже 5 нм. Но промышленная стадия требует воспроизводимости результата (миллионы раз получать одни и те же заданные параметры) и борьбы за себестоимость. Потому от R&D до продаж — целая пропасть, и не все технологии ее преодолевают


Карина Абагян

ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу «Мик­ро­на»

Среди всех рисков здесь, на мой взгляд, наиболее существенны те, которые связаны с фазой исполнения проекта. Нужно ведь не только грамотно спланировать деятельность, но и организовать четкое исполнение всех работ точно и в нужные сроки. Это возможно только при наличии сплоченной и профессиональной команды, сформировать которую достаточно сложно. Но в нашей стране пока недостаточно профессионалов с многолетним опытом работы в хай-тек-компаниях.


Алексей Ковш

ис­пол­ни­тель­ный ви­це-пре­зи­дент ГК «Опто­ган»

Мировой рынок

Встраивайся или проиграешь!

Смысл проекта с Plastic Logic — встраивание России в международные производственные цепочки. Что это означает? Нужно четко отделять такую сборку, не требующую «мозгов», от работы с ключевыми технологиями. Именно на это нацелен наш проект — на производство ключевых компонент, матриц экранов, которые затем будут использоваться при создании новых поколений электронных книг (это первое направление, очевидное для коммерциализации) и другой бытовой электроники. Такая фабрика будет построена в Зеленограде. Но изделия для загрузки ее производственных линий мы будем проектировать силами отечественных специалистов. Собственно, партнерство с Plastic Logic нужно ровно для этого: ее лаборатория в Кембридже — это мировой научный центр, в котором десятилетиями оттачивается связка фундаментальной науки с прикладными исследованиями. Фактически это «инкубатор», в котором научные разработки доходят до стадии коммерческой продукции. Уже сейчас мы знаем, какие научные группы, работающие в России, представляют для нас несомненный интерес в плане фундаментальных исследований. Их, кстати, немало: в области фотохимии, органических полупроводниковых материалов, планарных технологий и т. д. Иными словами, мы хотим создать в России полноценный научный центр мирового уровня с нашими специалистами. Критерии для выбора научных партнеров очевидны — мы исходим из принципа экономической эффективности, проще говоря, прибыльности, которая будет достигнута за счет проникновения новой продукции на рынок.

Конечно, риски у нашего проекта есть, как, собственно, и во всей венчурной индустрии. И технологические, ведь мы выходим в абсолютно новую область. Даже компания Intel также неоднократно наступала на грабли. Первопроходцев всегда подстерегают риски, может быть, даже такие, о которых никто в мире пока не подозревает. Есть и рыночные риски — конкурентоспособность нашей продукции придется доказывать на практике. Поэтому мы занимаемся сегментацией рынка, позиционированием будущей продукции. С этой точки зрения важно, что база инвесторов Plastic Logic велика, и в их числе мировые лидеры в области химии, микроэлектроники и т. д. Значит, есть вера серьезных компаний в эти технологии. Кроме того, рассчитываем на интерес со стороны российских предприятий, чтобы сборка изделий для конечных потребителей также происходила в России.


Георгий Колпачев

уп­рав­ля­ющий ди­рек­тор РОСНАНО

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера