Архив   Авторы  

Во весь голос
Искусство и культураСпецпроект

"Да, мы выступаем на мероприятиях высочайшего уровня. Многие удивляются: зачем тебе это надо, будь ближе к народу! Но оттого, что я пою перед президентами, я дальше от народа не становлюсь", уверена певица Пелагея

 

Жак Ширак называл ее "русской Эдит Пиаф", Ельцин - "символом возрождающейся России". Еще девочкой сибирячка Пелагея Ханова пела на самых статусных площадках столицы, а среди ее слушателей насчитывался чуть ли не десяток президентов. Галина Вишневская предрекала ей блестящую оперную карьеру, Эмир Кустурица приглашал писать музыку к своему фильму. 22 августа в столичном клубе "Б1" группа "ПЕЛАГЕЯ" дает "Громкий концерт" (приглашенный гость - победитель международных конкурсов, виолончелист Борис Андрианов). Накануне концерта Пелагея встретилась с корреспондентом "Итогов".

- Неужели совсем не можете петь тихо?

- Название происходит из предложенной площадки. Рок у группы "ПЕЛАГЕЯ" опосредованный, поэтому мы решили назвать выступление не рок-концертом, а громким концертом. Будем жужжать на гитарах, громко стучать на барабанах, я буду вопить - должен получиться отвязный последний летний концерт.

- Первое выступление перед новым президентом уже состоялось?

- Еще нет. Но вы и не представляете, сколько раз у меня уже про это спрашивали.

- Ну так ваш случай достаточно уникален. Не боитесь, что заест официоз?

- Если не заел до сих пор, то теперь уже вряд ли. Да, мы выступаем на мероприятиях высочайшего уровня. Как вы понимаете, не напрашиваясь. Многие удивляются: зачем тебе это надо, будь ближе к народу! Но оттого, что я пою перед президентами, я дальше от народа не становлюсь. Потому-то на следующий день после какого-нибудь саммита мы играем в переполненном клубе... Вот и получается, что, совершенно о том не мечтая, мы умудряемся сидеть на разных стульях. Это стало возможно именно потому, что на сцену я выхожу с самого раннего детства: молодой девушке начинать карьеру гораздо тяжелее, чем маленькой девочке.

- Неужели не боялись, что ваша карьера, начавшаяся в четыре года, и закончится рано?

- Дай бог здоровья добрым дяденькам и тетенькам, которые не жалели времени меня предостеречь: ты должна быть готова, девочка, - скоро все кончится (трагично). Повторяю, я всегда была вменяемой. Раз суждено, что поделаешь? Заберут у меня голос, и все закончится. Когда маленькое существо делает что-то так же, как взрослые, а иногда и лучше, это вызывает естественное умиление: ой, миленький-хорошенький, да еще как умеет! Но потом ты обрастаешь взрослым телом, припухлости перестают казаться милыми, и выезжать приходится совсем на другом. Просто нужно развиваться параллельно взрослению - тогда выплывешь, даже если, не дай бог, с голосом произойдет какая-то неудачная мутация.

- Как вы определяете жанр, в котором работает "ПЕЛАГЕЯ"?

- У нас-то нет необходимости в формулировках. Придумали вот арт-фолк - для журналистов. Основная составляющая нашего репертуара - это фолк. А арт - его креативное осмысление.

- Почему фолк у нас не в чести?

- До нас просто медленно доходит. Уже через пару лет интерес будет сильнее, это точно. Мне кажется, в свое время имела место некоторая подмена понятий. Корневая культура долгое время насаждалась народу в картонных кокошниках и под балалайки. Набитую оскомину приходится преодолевать. Ведь народные песни, датированные четырехвековой давностью, что называется, намолены, несут в себе огромный энергетический багаж.

- А говорят, вы играете слишком депрессивно.

- Это цитата десятилетней давности. Мы тогда сделали замечательную песню "Позарастали стежки-дорожки", и программный директор одной из радиостанций действительно назвал ее депрессивной. А сам слушал ее часами в машине... Все дело в том, что самые красивые народные песни в боль­шин­ст­ве своем действительно невеселы. Жить в нашей стране всегда было непросто. А русские люди к тому же склонны к самокопанию, тоске и какой-то меланхолии. Плюс наша долгая зима. Это не может не отразиться в фольклоре.

- Но вы их нещадно перерабатываете.

- Неправда. Каждая песня требует очень бережной огранки. Грань между пошлостью и хорошим вкусом тонка, а некоторые народные песни вообще не терпят внедрения современных инструментов или обработки слов. При этом зачастую они вообще непонятны, несмотря на то, что поют вроде бы по-русски. Настолько различны манеры пения. Моя, скажем, абсолютно сибирская. Если на Севере девушки поют высокими голосочками, то в Сибири - открытым грудным звуком.

- Судя по названию команды, вы девушка авторитарная...

- Да мы просто мозг сломали, придумывая название! Что только не приходило в голову, но в результате остановились на "ПЕЛАГЕЕ". Чтобы потом долго и нудно не заниматься новым позиционированием. Группа "ПЕЛАГЕЯ" - понятно кто и что.

А лидер у нас Паша (гитарист), его все слушаются. Я вообще не имею музыкального образования, достаточного для того, чтобы качать права. Конечно, могу сказать музыканту, что вот тут что-то не катит, а здесь лучше другую тональность, но на самом что ни на есть дилетантском уровне.

- Жалеете?

- Еще как! Но я просто ненавижу сольфеджио! Я и музыкальную школу поэтому бросила, хотя занималась по четыре часа в день. Вокального отделения не было, и я семь лет по четыре часа в день занималась фортепиано. Но посади меня сегодня за инструмент - трех нот не сыграю! В один прекрасный день я забрала из школы документы, пришла домой, самостоятельно выучила вальс Свиридова, и до сих пор это остается единственным, что я могу сыграть. Я закрыла крышку фортепиано, мы покрасили его серебристой автомобильной краской и оставили стоять в нише украшением интерьера.

- Помню ваше выступление на "Фабрике". Смотрелось экзотично.

- Был создан прецедент: мы пели живьем, вырвав эту возможность практически зубами. Вообще я очень редко пою под фонограмму, только в безвыходной ситуации, когда просто нет возможности выставить звук или когда просят люди, знакомые мне с детства (хотя они чаще всего дают петь живьем). Я благодарна людям из Государственного Кремлевского дворца и концертного зала "Россия", которые вводили меня совсем маленькой девочкой в пафосные большие концерты. Но такое случается очень редко.

- Не хотите поступаться принципами?

- Есть грань, переходить которую я пока не собираюсь. Про какую-то попсовую ерунду точно петь не буду. Но быть в альтернативе и выступать исключительно в малюсеньких клубах тоже не хочется. Хотя в скором времени мы планируем взяться за проект достаточно сложной "ПЕЛАГЕИ". Хотим покопаться в себе, чтобы Пашка пожужжал на гитаре, я повыла, а песни оставить совсем аутентичные... В каком-то смысле сделать это будет несложно, так или иначе дорожка проторена русскими "глыбами" западного уровня - Инной Желанной, Сергеем Старостиным, Анжелой Манукян. Да, сейчас чаще всего мы играем более доступный вариант фолка, но я, честно говоря, не вижу в этом ничего зазорного - мы тем самым готовим нашего слушателя к настоящему фольклору. А еще мы давно мечтаем взяться за романсы. Я вот слушаю старые записи, когда еще девочкой пела "Я ехала домой", - мило, конечно, видно, что ребенок не пустой. Но для романсовой программы необходима целая гамма чувств, которой девушка обзаводится как раз к моим 22 годам. Сегодня этот багаж у меня уже за спиной. Так что после "Громкого" концерт будет "Тихим"...

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера