Архив   Авторы  

Многомерный
Искусство и культураСпецпроект

"Меня не интересуют герои-одномерки - со знаком плюс или минус", - признался "Итогам" режиссер фильма "Джонни Д." Майкл Манн



 

В этот летний сезон культовый режиссер Голливуда Майкл Манн вынес на зрительский суд остросюжетную драму «Враги общества» (в российском прокате — «Джонни Д.»). Очередное, на этот раз крупнобюджетное, с суперзвездами Джонни Деппом и Кристианом Бейлом, переложение на язык кино истории феерической жизни Джона Диллинджера, легендарного чикагского гангстера начала 30-х годов прошлого века. О достоинствах и стремнинах криминального жанра с Майклом Манном побеседовал корреспондент «Итогов».

— Некоторые критики упрекнули вас в бесстрастности по отношению к вашему герою. Говорят, мало душевного тепла вы ему даруете, будто прячете свои восторги в подтекст.

— Не согласен! Я стремился донести ощущение от этой неоднозначной личности. Боже упаси — вовсе не собирался снимать байопик по стандарту, чтобы все умилялись, а в финале всплакнули. Мне было важно установить психологический, по сути очень интимный контакт с личностью самого необычного гангстера Америки. Джонни вырвался на свободу в мае 1933 года, а 22 июля 1934 года, то есть ровно 75 лет назад, был сражен пулями агентов ФБР в центре Чикаго. Всего чуть больше года продолжалась его криминальная эпопея. Он метался по Америке, грабя банк за банком, наводя шорох на полицию и ФБР и красиво транжиря презренный металл. Он был и злодеем, правда, отчасти благородным, и жертвой обстоятельств. В три года лишился матери, поэтому в отношениях с женщинами искал тепла и нежности, недополученных в семье. Вы говорите о моей бесстрастности?! М-да, значит, я что-то недоучел, в чем-то просчитался.

— Почему вы выбрали Деппа на роль Диллинджера?

— В нем есть элемент фривольности, непредсказуемости, он может классно сыграть скрытое зло, червоточину, разъедающую душу. Отрицательное обаяние — как раз то, что нужно для Диллинджера. И потом: таких героев Депп раньше не играл. Для него как актера — несомненный вызов, сложный рубеж. Поймите, мне не столь важно, хороший человек мой герой или плохой. Скажем, мрачноватая фигура Ричарда Третьего вроде бы не очень подходит для восхищения. Тем не менее о нем написал пьесу Шекспир. О таких персонах крайне интересно думать, снимать фильмы. Меня вдохновил образ бесшабашного гангстера, пролетевшего по жизни словно пуля. Джонни грабил банки под аплодисменты публики, которую эти банки жестоко ограбили в Великую депрессию. Он — месть жирным котам финансового мира, он — любимец простого народа. Не забывайте, я сам из Чикаго. Помню из дет­ства: отец везет меня, семилетнего пацана, на машине, мы проезжаем по авеню Линкольна, мимо «Байографа», и отец показывает пальцем: вот здесь, сынок, застрелили Диллинджера.

— А про чистых, светлых людей снимать скучно или невозможно?

— Я не делю людей на положительных и отрицательных. Меня не интересуют герои-одномерки — со знаком плюс или минус. Ведь нет на свете ангелов и демонов. Хорошие люди порой совершают очень плохие поступки. Плохие же иногда берутся за ум. Меня интересует не степень позитивности личности, а глубина и противоречивость характера. Диллинджер — личность сложная. Будучи искусным манипулятором, он усиленно подпитывал в обществе имидж благородного разбойника. Но когда полицейский трижды выстрелил, попав в пуленепробиваемый жилет Джонни, тот его хладнокровно расстрелял.

— Герою Деппа, хотим мы или нет, будут подражать подростки. Вы этот эффект предвидели?

— Да, личность Диллинджера очень харизматична. В 1933—1934 годах он был вторым по рейтингу популярности человеком в США — после президента Рузвельта. Не забывайте: грянул страшный кризис, безработица скакнула, кажется, до 25 процентов. Банки воспринимались как средоточие зла. Диллинджер грабил их и при этом с заложниками, оказавшимися внутри, обращался учтиво и даже галантно. Человек с манерами XIX века, перенесенный в XX век.

— Видно, как вы увлечены Диллинджером. Уж не является ли он вам во снах?

— Я самый прозаический, несуеверный человек на свете. Но случались моменты во время съемок, когда мои трезвые воззрения давали трещину. Один из ударных эпизодов, атаку отряда ФБР на банду Диллинджера, укрывшуюся в курортном пансионате «Маленькая Богемия» (штат Висконсин), нам разрешили снимать на месте тех, уже давних событий. Съемку назначили на 22 апреля 2008 года, в точную годовщину облавы. Джонни Деппу довелось ложиться в кровать Диллинджера в спальне, которую тот занимал. В тот день случился ураган, выпал крупный град, и в комнате Диллинджера загорелась проводка аппаратуры спецэффектов. Слава богу, Деппа в ней не было. Это ли не мистика?!

— Еще совпадение, правда, вряд ли мистическое. Выход вашего фильма пришелся на новую экономическую депрессию.

— Случайность! Фильм мы с продюсерами замысливали и готовили сценарий задолго до того, как наступила рецессия. Но ложка оказалась к обеду.

— В фильме полиция и ФБР жестоко избивают и запугивают подозреваемых с целью получения информации о местонахождении Диллинджера. Эти шоковые эпизоды неизбежно проецируются на дискуссию о допустимости пыток в связи со скандалами вокруг Гуантанамо и Абу-Грэйб. Ваша позиция?

— Амбициозный глава ФБР Джон Эдгар Гувер просто спасал честь мундира. Он протрубил, что обязательно поймает Диллинджера, и раз за разом садился в лужу. Тот ускользал от него самым непостижимым образом, пресса и недруги босса неистовствовали от злорадства. Гувер сделал ставку на своего лучшего агента Мелвина Первиса и дал ему карт-бланш. Агенты ФБР фактически отказались от принципа habeas corpus (понятие права, гарантирующее неприкосновенность личной свободы и законность задержания. — «Итоги»). Одного осведомителя выбросили в окно, других арестованных пытали. Я вырос в Чикаго, и хорошо знаю нравы местной полиции тех лет. Мой друг Деннис Фарина был крутым чикагским копом, прежде чем избрал карьеру актера и снялся у меня в полицейском сериале. Он знал об этих брутальных методах не понаслышке. Я в ужасе от попыток легализовать пытки, что бы ни говорил Джон Маккейн. Они не должны применяться!

— Диллинджер — историческая фигура. По нынешним временам редкость для крупнобюджетного кино, которое захватили фантастические персонажи — всевозможные спайдермены, супермены, айронмены и прочие «мены». Есть ли, на ваш взгляд, будущее у гангстерской драмы и других традиционных жанров Голливуда?

— Понятия не имею. Однажды Феллини спросили, почему он не снимает в Америке? Он ответил: потому что я даже не знаю, какого цвета галстуки носят американцы. Я тоже могу делать кино только про то, что знаю. Мои герои реальны, будь то персонажи Де Ниро и Аль Пачино в «Схватке» или Джеймса Каана в «Воре». Что касается Диллинджера, то для молодых американцев сегодня он не менее мифическая фигура, чем персонажи фэнтези. Эзотерическая личность. Боссы Universal пошли наперекор здравому смыслу и выпустили нашу сумрачную картину в разгар лета, когда народ валит в киношку получать чистый, неотягощенный раздумьями fun. Но я сохранил романтическую веру в то, что непреложные истины когда-то вдруг ломаются под напором новых обстоятельств.

— Русские темы вас никогда не привлекали?

— Меня давно интересует русская история. Одно время загорелся фигурой Троцкого, даже купил права на экранизацию книги о нем. Изучал в лондонской киношколе «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь» Эйзенштейна, теорию монтажа Пудовкина. Вообще Россия для меня страна магнетическая, здесь за последние 10—12 лет произошли очень серьезные изменения. Владимир Путин сегодня — одна из самых интригующих личностей на планете.

— Сами вы живете столь же интенсивно и легко, как ваши герои?

— Живу интенсивно, только банки не граблю. (Cмеется.)

Москва — Нью-Йорк

Титры

Всегда над схваткой

Перфекционизм Майкла Манна заслужил любовь к нему таких грандов актерского цеха, как Роберт Де Ниро и Том Круз, и принес культовый статус и множество наград, в том числе четыре оскаровские номинации. Предки по отцовской линии 66-летнего продюсера и режиссера, уроженца Чикаго, приехали из Украины. Учился Манн в Лондонской киношколе, начал карьеру в 1979 году, сняв телефильм "Миля Джерико" о тюремных нравах. Ему поступило сразу около двадцати предложений, но он все отверг, предпочтя собственный проект - историю взломщика сейфов "Вор" с Джеймсом Кааном в главной роли. Криминальный жанр обогатился бесспорными достижениями благодаря эпической "Схватке" с Робертом Де Ниро и Аль Пачино, триллеру "Охотник на людей" по первому роману Томаса Харриса о Ганнибале Лектере и популярнейшему телесериалу "Полиция Майами. Отдел нравов", который он недавно поставил как отдельный фильм с Колином Фарреллом и Джейми Фоксом. Спайк Ли отчаянно интриговал, чтобы байопик о Мохаммеде Али снимал небелый постановщик, но актер Уилл Смит настоял именно на нем, на Манне. Подтвердили его высокий рейтинг драма про нравы табачной индустрии "Свой человек" с Расселом Кроу и тем же Пачино и психологический боевик "Соучастник" с Крузом и Фоксом. Выступил продюсером "Авиатора" Мартина Скорсезе и "Хэнкока" Питера Берга. В числе будущих проектов Манна - шпионский триллер "Смерть диссидента" об Александре Литвиненко и "Фрэнки-Машина" с Робертом Де Ниро в роли отставного мафиози, вынужденного тряхнуть стариной.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера