Архив   Авторы  
Одним из ярких событий фестиваля стала премьера балета "Шурале". Заглавную роль в нем исполнил солист балета Мариинского театра Александр Сергеев

Когда музы не спят
Искусство и культураСпецпроект

В Мариинском театре завершился фестиваль "Звезды белых ночей"

 

Каждое лето главный музыкальный фестиваль России удивляет чем-то новым. И музыканты, и меломаны за семнадцать лет его существования уже привыкли к масштабу событий. Но нынешнюю благородную ленцу оживил приезд нежданного зрителя. Послушать фирменное "Кольцо нибелунгов" Мариинского театра прилетел "человек-оркестр", актер и литератор Стивен Фрай. Он, конечно, слишком занятой, чтобы позволить себе просто путешествие за меломанским счастьем, как это делают на "Звездах белых ночей" жители Бонна или Сиднея. Фрай снимает фильм о Рихарде Вагнере и среди разных трактовок не упустил и версию Мариинского театра. В его объектив попали только две части тетралогии, "Валькирия" и "Золото Рейна", плюс интервью с Валерием Гергиевым, когда-то дерзнувшим взвалить себе на плечи полный вагнеровский цикл. Постановки четырех- и пятичасовых оперных махин уже претерпели несколько обновлений - от сделанных в "байройтском вкусе" до новомодных с видеорядом. Так что неспроста Стивен Фрай, на самом деле тонкий и умный знаток, увидел в этой вагнериане явление особого порядка. Впрочем, не Вагнером и Фраем едиными запомнился фестиваль.

Отчего-то только Мариинскому, единственному из российских театров, никогда не отказывают русские оперные звезды - граждане мира. Роскошный концерт большого стиля дал знаменитый баритон Сергей Лейферкус. Поразительно, что в его бытовой речи появился легкий английский прононс, а в русских ариях его нет и в помине. Порадовала и Анна Нетребко, снова находящаяся "в голосе". Среди событий оперы рядом с "Кольцом нибелунгов" оказалось изящное творение Моцарта. "Свадьбу Фигаро" с русскоязычным вокалом ставил мастер легких и остроумных спектаклей Александр Петров, устроивший на сцене веселье с бассейном и качелями. Однако в полной мере отдаться эксперименту артисты и зрители смогли на "Гоголиаде" - так объединили названием три оперы молодых композиторов с гоголевскими сюжетами. "Тяжба", "Коляска", "Шпонька и его тетушка" не претендуют на вечность, однако всем плакальщикам по молодым талантам не грех поучиться рисковать у Мариинки.

Гергиев давно ввел правило уравновешивать пестроту композиторских имен, неизбежную на фестивалях такого масштаба, особым вниманием к наследию одного из них. Прежде уже звучали подробно Сибелиус, Прокофьев и Малер, в этом году настал черед Бетховена. Первым вчитываться в самого мощного венского классика стал Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра, исполнивший Первую, Шестую и Пятую симфонии и сцены из благородно гневного "Фиделио". Восхитил мягкой трактовкой четырех симфоний Бетховена знаменитый дирижер Пааво Ярви. Ни разу не разочаровал распоряжавшийся пятью концертами Бетховена для фортепиано с оркестром Туган Сохиев, с легкой руки Валерия Гергиева ставший дирижером из мирового пула молодых и востребованных.

Ярких балетных событий тоже оказалось несколько. Вынырнул из забвения "Шурале". В момент появления эта история, скроенная по лекалам "Лебединого озера" из татарской народной сказки, сразила публику пестротой и пряностью затей. Но в театральных легендах она осталась не как краеугольный камень национального балета (так затевалась), а как спектакль непризнанного гения той поры Леонида Якобсона. Конечно, почти полвека спустя спектакль не выглядит новаторским, но в нем и сегодня читается готовность тогдашнего театра скорее почувствовать вкус мирного времени с его баснями о девушках-птицах и прекрасных героях. Самой амбициозной затеей выглядела эпическая дилогия "Троянцы" Гектора Берлиоза в Концертном зале. Валерий Гергиев предпочитает играть по-крупному, и его очень увлек этот стремящийся к бесконечности оперный "Улисс". Певцы и оркестр Мариинки под его управлением исполнили "Троянцев" с громадным уважением к звуку, не отвлекаясь на сценические красоты, и, вероятно, у истории будет продолжение.

На фестивале были очень именитые и очень любимые гости, что не всегда одно и то же, и тут несомненным фаворитом стал оркестр Мюнхенской филармонии под управлением Кристиана Тилеманна. Но если уровень феста определяется наличием громких имен, то его атмосфера, конечно, чем-то другим. После фестивального дня в кафе у театра можно было встретить проголодавшегося на "Парсифале" звездного бас-баритона Рене Папе. Или подивиться темпераменту Национального балета Испании, бегающего по театру шумной стайкой. Или узнать, что к окончанию фестиваля Концертный зал начнет особые монтажные работы - там только что началась установка органа, а это значит, что уникальные возможности уникального театра опять умножатся.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера