Архив   Авторы  
«Гарри Поттер и Дары смерти: часть 2» — самый успешный старт в истории американского кинорынка

Гарри всё
Искусство и культураТеатр

Почти полтора десятилетия Гарри Поттер подсказывал своему поколению, как надо жить. Киносказка закончилась — больше подсказок ждать неоткуда



 

На постер последнего фильма о Гарри Поттере помещен мрачнейший слоган: «Все закончится». Последняя часть саги о юном волшебнике могла бы походить на школьный выпускной вечер с его ностальгическими воспоминаниями. Или на проводы в армию с их безудержным истерическим весельем. Но вместо этого в поттеровском «Все закончится» сквозит усталость от долгого проекта, чувство злого удовлетворения, отзвуки тяжелой, разрушительной работы терминатора. Логично было бы запланировать премьеру второй части «Гарри Поттера и Даров Смерти» на 2012 год, прямо под обещанный конец света. Потому что разве есть жизнь после «Даров Смерти»?

Больше всего это «Все закончится» напоминает хармсовскую историю про Пушкина, который «сидит у себя и думает: «Я гений, и ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений! Когда же это кончится?» Тут все и кончилось».

«Гарри Поттер» — тот же Хармс, только безупречно серьезный. Начинаясь как волшебная сказка о героях и гениях, сага со временем выродилась в историю тихих клерков, семейного планктона. Им не с кем бороться, а только и нужно, что жить воспоминаниями, отдавать детей в школу, наблюдая, как стареют бывшие друзья и недруги. Гениев больше нет, война окончена, Хогвартс разрушен и отстроен заново, ничего не осталось.

Гарри Поттер — мальчик, о котором уже бессмысленно говорить в будущем времени. У нас с ним столько всего было — книги, фильмы, очереди в магазины, громкие премьеры, алкоголизм, компьютерная обнаженка, мягкие игрушки, жесткие порнопародии. Наши с ним отношения длились четырнадцать лет. Четырнадцать лет совместной жизни, и что? Все закончилось, он женился на другой.

Первая книга Джоан Ролинг — «Гарри Поттер и Философский камень» — появилась в 1997 году. Последний фильм кинопоттерианы — «Гарри Поттер и Дары Смерти» (восьмой, если считать как магглы, или седьмой и примерно три четверти, если считать как надо) — вышел только что и уже успел побить все возможные рекорды бокс-офиса. С 1997 года мир изменился не раз: пережил террористический всплеск, паранойю, тучные годы, войны, снова сдулся, ушел в Интернет, придумал фейсбук, смартфоны и сериал «Лост». В общем, повзрослел так же непоправимо, как и сам мальчик-волшебник. Гарри Поттер и двухтысячные — близнецы-братья, и не зря фанаты поттерианы пишут на фан-сайтах: «Гарри Поттер больше повлиял на наш мир, чем мы сами».

Жутковатое признание, если вдуматься. Но зато честное. И дело не в сенсационном успехе саги, не в количестве подражаний и не в том, что Джоан Ролинг теперь богаче английской королевы, а каждый школьник в любой стране без запинки произнесет заклинания «Экспеллиармус» и «Авада Кедавра». Маркетинговые мелочи вроде недавно созданного безалкогольного (и на всякий случай безлактозного) сливочного пива, как в Хогсмите, или очков в круглой оправе, которые благодаря Поттеру вошли в моду впервые со смерти Джона Леннона, — все это лишь более или менее удачные попытки заработать на раскрученном бренде. Поттер дал миру гораздо больше, чем рабочие места, сенсационные истории успеха и маркетинговые стратегии. Он создал «поколение Поттера», объяснив ему, как важно быть послушным. И не зря «Гарри Поттер» — самая популярная книга в тюрьме Гуантанамо.

«Гарри Поттер» — сказка о послушном мальчике, который раз и навсегда поверил: Гриффиндор — хорошо, Слизерин — плохо, Темного Лорда надо убить, Альбус Дамблдор знает, как надо жить. Найди себе наставника и слушайся его, даже если выяснится, что он тебя всего лишь использовал. Экранизации «Гарри Поттера» — тоже история о послушании: чем ближе тот или иной режиссер подходит к первоисточнику, тем больше денег зарабатывает фильм — так, наиболее аккуратный и безжизненный режиссер Дэвид Йейтс принес саге самую прибыльную серию. Правда, иногда он слушался не книгу Джоан Ролинг, а продюсеров, и впихивал спецэффекты туда, где они не предполагались, так что в последнем фильме саги самые злобные злодеи не просто «падали навзничь», а разлетались сгоревшей бумажной трухой. Но и это тоже история о послушных мальчиках — просто каждый находит своего наставника.

Каждое поколение находит себе свой волшебный мир, который учит, как справиться с реальной жизнью. Просто жизнь меняется, и каждому поколению нужен свой Поттер. Тимур и его команда были советскими Гарри Поттерами — со своими школьными проблемами, военными тайнами и Темными шпионскими Лордами. «Битлз» с их желтой волшебной подлодкой и летающей в облаках Люси были всемирными Гарри Поттерами 60-х. В 80-е научно-технический прогресс подарил нам поттеров-близнецов Сыроежкина и Электроника, а также миелофон (ничуть не хуже волшебной палочки), космических пиратов и Алису Селезневу. Разные взрослые в разные эпохи учились отвлекаться от своих проблем на «Кубанских казаков», киносказки Капры, мюзиклы и «Санта-Барбару». Дети воспитывались на «Старике Хоттабыче», мультфильмах про Микки-Мауса, «Звездных войнах», «Сказке о потерянном времени», «Академии пана Кляксы», «Властелине Колец» — на чем угодно, лишь бы романтический герой взрослел вместе с ними, боролся со злом, искал себя и никогда не умирал. Самые завлекательные миры — такие же, как наш, но понятнее: вот злой волшебник, а вот добрый; вот друг, а вот враг. С этого начинался и «Поттер», становясь чуть сложнее и неоднозначнее с каждой новой книгой.

В последние четырнадцать лет мир медленно и послушно превращался во вселенную Поттера. Тот-Кого-Нельзя-Называть, лорд Волан-де-Морт, в первых книгах саги был лишь полунамеком, воспоминанием об ужасе, неоформленной угрозой, но вскоре он начал обрастать плотью. Точно то же самое произошло и в большом мире в 2001 году, в год выхода первого фильма киноэпопеи и в год теракта 11 сентября. Веселая и бездумная школьная жизнь Гарри и его друзей постепенно становилась все мрачнее и опаснее, а в большом мире в это время лопался яркий пузырь нулевых и начиналась рецессия. Сага о Гарри Поттере подсказывала обществу, как надо жить, и все ее слушались. Что мир будет делать сейчас, когда подсказок ждать неоткуда?

Фанаты поттерианы говорят, что они будут жить по заветам своего кумира. Существуют целые организации фанатов, которые «действуют так, как действовал бы Гарри в реальной жизни»: борются за экологию, посылают помощь на Гаити, выступают против рабского детского труда. Почти как тимуровцы, насильно переводившие старушек через улицы, — просто старушки и улицы с тимуровских времен слегка глобализировались.

И это очень интересная история: каким образом получилось, что волшебная сага, набитая магическими артефактами, заставляет фанатов не играть с псевдомагическими предметами, а бороться за мир во всем мире?

Сага о Гарри Поттере обесценила магию. Она взяла магическую реальность и быстро превратила ее в блошиный рынок, наводнив наш мир волшебными палочками, сделанными в Китае. Хуже того: «Поттер» сделал волшебный мир маркетинговым ходом, аттракционом, парком развлечений.

Чтобы этот аттракцион не выглядел все более бездумным, каждая последующая книга и каждая новая серия становились все мрачнее и мрачнее, и большая политика постепенно вытесняла из поттерианы детские игры. Сага о Гарри Поттере — это превосходная иллюстрация того, как мутировали мир и культурный герой в первое десятилетие ХХI века: от детской непосредственности серий Криса Коламбуса к мрачнейшей недетской 3D-посредственности фильмов Дэвида Йейтса, предлагающего фанатам поттерианы все оттенки серого.

Следующий шаг — только реальная жизнь. «Поколение Поттера», по его собственному признанию, видит будущее в мрачных тонах, но готово послушно бороться с теми, на кого укажут умные наставники.

Воспитали на свою голову маленьких авада-кедаврят.

Все закончится. Может быть, даже быстрее, чем хотелось бы.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера