Архив   Авторы  

Покаянная молитва
Общество и наукаКультурно выражаясь

"Раскаялся - получи скидку" - примерно так трактует отношения между автомобилистами и инспекторами ГИБДД новый законопроект. По мнению его автора, эта законодательная фишка укрепит доверие граждан к гаишникам. Однако худрук театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман - водитель со стажем - уверен в обратном

 

Новый проект - это попытка оформить уже и без того существующие отношения. У каждого автомобилиста наверняка есть своя любимая байка о том, как он очаровал инспектора ГИБДД. Но моя, точно знаю, уникальна. Когда "Геликон-опера" еще находилась в своем здании на Большой Никитской, я как-то вырулил из нашей арочки прямо через двойную сплошную. Было это накануне премьеры, время - начало третьего ночи, на улице ни души. Кроме непонятно откуда взявшегося инспектора на "Линкольне". Я ему стал объяснять, так, мол, и так, никого ведь нет, аварийную ситуацию я не создал, целый день репетиции, премьера на носу, я тут театром руковожу и вообще приходите к нам в оперу. Он как услышал про оперу, аж позеленел. Я, говорит, терпеть ее не могу, сейчас двойной штраф заплатишь. А на спектакль мне не надо, у меня весь Театр Маяковского (расположен по соседству) в кармане. В общем, уж не знаю как, уговорил его прийти хоть на детский. Не поверите, пришел, с женой и ребенком. Жене понравилось, вскоре просится на "Евгения Онегина". Я - пожалуйста. Инспектор мой пошел ее в ложу проводить, а мне - ты, мол, режиссер, приготовься, посидим-пообщаемся. Я, как мог, приготовился, а его все нет и нет. Не может от "Онегина" оторваться! В общем, сегодня этот инспектор - завзятый меломан, у него чуть ли не лучшая в Москве коллекция дисков. Он, знаете, такой колоритный, килограммов 160, арии напевает…

Но это случай нетипичный. С настоящим доверием между инспектором и автолюбителем я столкнулся в Канаде. Накануне вылета из Торонто поехал на кладбище к дирижеру Ричарду Брэдшоу, мы дружили, я не мог не пойти. Внутренняя дорога завалена снегом, не проехать, и мы с его женой оставили машину на автобане, движения там не было. Вернувшись, обнаружили рядом полицейских, и вопрос инспектора был: "Чем я могу вам помочь? Может, присмотреть за машиной, если вам еще надо отлучиться?" Я был потрясен. И знаете, когда я услышал полицейскую сирену, ощутил генетический страх, а мадам Брэдшоу ничуть не напряглась. Просто приняла в сведению. То есть там дорожный инспектор для того и существует, чтобы водителю помочь, а не поймать и наказать. Они даже не имеют права штрафовать: на всех дорогах камеры слежения, фиксирующие нарушения. Если ты не прав, найдешь на машине квитанцию на оплату штрафа, или его снимут с твоего счета инвойсом. У инспектора функция регулировщика, есть такое подзабытое слово. А функции собирателя штрафов наличными у него нет. В этом, наверное, весь секрет.

Наша дорожная ситуация вообще уникальная. Я тут увидел в продаже книжку, купил позабавиться: "Как правильно говорить с автоинспектором", авторы указаны - Шуваева, Резниченко и Пигусов. Блеск! Представьте, что в Европе выходит такая книжка! Это наша специфика. У нас ведь не деньги главное, главное - власть. Выгоднее дружить с чиновником, чем с олигархом. Потому гибэдэдэшник всегда прав. Я вот обычно выхожу и говорю: "Извините, я виноват". Дальше надо расплачиваться. Но ведь расплатиться легче на месте, потому что официальный путь очень долгий и дорогостоящий. Если я по нему пойду, пропадет как минимум один полный рабочий день. Куча нервов, потерян день, никого не могу попросить меня заменить. Репетиция пропала, на следующий день наверняка заболел. Официальный техосмотр - вообще целая эпопея. Пусть бы государство брало штраф больший, но делало его оплату более удобной. Хотя после нашего разговора мне, наверное, пяти метров проехать не дадут.

Мой дедушка по маминой линии был начальником милиции одного из районов Москвы. Жил в коммуналке и внушал мне с детства: если потеряешься - иди к милиционеру. Было, знаете, такое ощущение милиции как помощника, в каких-то важных вещах милиции доверяли. А что касается этого законопроекта, то он повысит не доверие, а негласные расценки. Как говорится, мягко, но дорого. Да, новые законопроекты должны появляться. Но ведь у нас не решена "философская" проблема. Это как в режиссуре, идти надо от общего к частному. Остается неясным, для чего обществу потребен сотрудник ГИБДД. Если обобщить шире, то мой вопрос звучит так: что обязано делать государство для человека, являющегося его подданным? А пока получается, что новый законопроект - дитя сегодняшнего мейнстрима. С первого января у нас уже и миловать, и казнить будут в духе "Дня опричника" Сорокина. Закон мог бы действовать, если бы сам гибэдэдэшник не являлся кассиром. Но если человек в погонах может изъять у вас права на месте, а может с вами полюбовно договориться, то все это является признаком опричнины. В других государствах автолюбителя беспокоит даже не то, что его оштрафуют на 50 евро, а то, что это повлияет на будущую сумму его страховки. Если бы у нашего нарушителя было меньше эмоциональных затрат, а больше финансовых, это внесло бы в вопрос ясность. Экономическое регулирование самое эффективное, здесь нужен не человеческий фактор, а сухая инструкция.

...За двадцать лет водительского стажа я хотя бы одного инспектора обратил в свою оперную веру. Надеюсь, она помогает ему в работе и он теперь немного другой, испытывает тонкие эмоции, радуется и переживает. Если он оштрафует артиста, то потом уже не попросит у него автограф, как это случилось при мне с очень известной народной артисткой.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера