Архив   Авторы  
За "Транспаками" угонится не всякая моторка, даже против ветра эти яхты способны идти со скоростью свыше двадцати узлов

Ходить с королем
Общество и наукаОбраз жизни

На острове Лансароте завершился чемпионат мира среди гоночных яхт класса "Транспак 52" (TP52). Российская "Синергия" оставила за кормой лодки испанского монарха Хуана Карлоса I и норвежского короля Харальда V








 

Тихий городок Пуэрто-Калеро в дни чемпионата просыпался рано. Уже за несколько часов до старта марина напоминала муравейник. На яхты из контейнеров перегружали огромные тюки с парусами, дайверы из групп технического обеспечения команд ныряли под воду, чтобы навести глянец на днища - в гонках "Транспаков", где счет порой идет на доли секунды, важна каждая мелочь. И вот уже лодки во всей красе и в полной спортивной готовности нарезают круги, ожидая, когда на судейском катере опустят ненавистную яхтсменам "морковку" - полосатый красно-белый вымпел, означающий задержку старта...

Деньги на ветер

Проект ТP52 в парусном спорте появился сравнительно недавно. Первые "Транспаки" - скоростные карбоновые лодки длиной 52 фута (около 16 метров) - были спроектированы и построены в США в начале 2000-х годов для участия в длительных офшорных гонках. Года четыре назад с легкой руки короля Испании Хуана Карлоса I, увлекшегося этими стремительными лодками, класс "Транспаков" стал активно развиваться в Европе. Вслед за испанским монархом и принцем Астурийским Фелипе в "королевский" класс пришли любители паруса из мировой бизнес-элиты и лучшие профессиональные яхтсмены - звезды America's Cup, вершины мирового парусного спорта.

Регаты "Транспаков" - это особый мир, в котором тесно переплелись большой спорт, крупный бизнес и высший свет. Годовой бюджет команд в классе "Транспака" составляет около 2 миллионов долларов. Если для августейших особ участие в регатах скорее развлечение, то для крупных национальных и транснациональных корпораций-спонсоров - неплохой способ продвижения своей продукции. Гонки "Транспаков" транслируются во многих странах, разместить здесь свой логотип весьма почетно, акулы бизнеса не хуже яхтсменов чувствуют, куда дует ветер. Чемпионат мира на Лансароте и предшествовавшую ему серию гонок Audi MedCup, проходивших в Испании, Франции, Италии и Португалии, выиграла американская яхта Quantum. Ее финансирует компания по производству яхтенных парусов. Занявшая на чемпионате мира 2‑е место команда чилийской яхты Mutua Madrilena получает средства от крупной испанской страховой компании. Третий призер - немецкий Platoon нес на себе фирменные эмблемы производителей спортивной одежды. Спонсором испанской El Desafio является крупнейшая национальная энергетическая компания. TAU Ceramica-Andalucia, совладельцем которой является миллиардер Хавьер Бандерас, брат Антонио Бандераса, финансируется испанской компанией по производству керамической плитки. И даже на королевском Вribon спонсоры разместили логотипы марки испанского пива и сотового оператора. Впрочем, к финансовым и спонсорским делам команды представитель династии Бурбонов вряд ли имеет отношение, да и затраты на содержание яхты не обременяют королевскую казну. На Bribon монарх числится шкипером, реальным же владельцем королевской яхты является давний друг монарха - испанский бизнесмен Хосе Куси.

На норвежском Fram XVI корму украшал королевский штандарт. "Эта яхта - собственность нашего короля Харальда V, спонсорская поддержка нам не нужна", - не без гордости заявил мне шкипер норвежской команды Эйнар Кефед. "А где же Его Величество?" - поинтересовался я у гордого викинга. "Видите ли, нашей лодке уже четыре года, за это время появились более быстрые "Транспаки", так что на хороший результат нам трудно рассчитывать, поэтому король вряд ли приедет".

И Хуан Карлос I, и Харальд V разменяли уже восьмой десяток. Многочасовые гонки на яхте, в спартанских условиях, когда вся команда размещается в кокпите и негде присесть, кроме голых бортов, - нелегкое испытание. Их величества появляются в своих экипажах далеко не на каждой регате.

А вот 83-летнему Альберто Роэммерсу, владельцу аргентинской яхты Matador, одному из богатейших людей Латинской Америки, преклонный возраст гоняться не помешал. Лебедки он не крутил, но в океан выходил вместе с командой. В экипаже "Транспака" - 14 яхтсменов, пятнадцатым обычно ходит владелец лодки. Торбьорн Торнквист, крупный нефтетрейдер и владелец шведской яхты Artemis, предпочитал сам стоять за штурвалом, а Роэммерс просто наблюдал за ходом гонки. Валентин Завадников, глава комитета Совета Федерации по промышленной политике, капитан и совладелец российской "Синергии", - яхтсмен с большим стажем, мастер спорта международного класса, может выполнять в команде любую роль, но обычно работает на мощной лебедке - "мельнице". За штурвалом стоит Сергей Пичугин, неоднократный чемпион мира и Европы по парусному спорту.

Все яхты в гости к нам

Организацию и основные расходы по проведению чемпионата "Транспаков" взяла на себя семья Калеро с Лансароте. Ей принадлежат яхтенная марина в Пуэрто-Калеро и значительная часть недвижимости на острове. В подготовку регаты и доставку "Транспаков" на специальном судне из португальского Портимау, где проходил последний этап MedCup, семья вложила более двух миллионов евро. "В нашей семье яхты - это не только бизнес, я сам гоняюсь в классе "Гран-при", и для нас большая честь принимать у себя сильнейших яхтсменов. Взяв на себя расходы по проведению чемпионата, мы не преследовали какую-то коммерческую выгоду, но, конечно, заинтересованы в том, чтобы на Лансароте, живущем в основном туризмом, проходили такие престижные регаты", - признался мне Даниель Калеро, глава оргкомитета чемпионата.

Пожалуй, единственное, чего не удалось обеспечить семье Калеро к регате, - это стабильный ветер. Чемпионат мира включал в себя 11 гонок - 9 технических "бананов", когда яхты гоняются по 8-мильной петле, стартуя против ветра, и финишируют на полном курсе под спинакером, одну короткую 30-мильную гонку с огибанием нескольких знаков и одну длинную 50-мильную. В первые дни старты в технических гонках несколько раз задерживались - ветер не достигал нужных шести узлов.

Но к самой продолжительной гонке на Лансароте задуло так, что соревнования впору было вообще отменять, - ветер достиг практически штормовой силы. Когда порывы немного стихли, гонка стартовала. Она была полна драматизма, в ней приключились практически все неприятности, выпадающие на долю яхтсменов, - порванные в клочья паруса, поломки, столкновения, дис­квалификации, люди за бортом. Российская "Синергия" в этой гонке стартовала удачно, к первому знаку подошла в группе лидеров, имея неплохие шансы возглавить гонку. Но идущий рядом испанский Bribon, который был обязан уступить находящейся с подветренного борта российской яхте, повел себя совсем не по-королевски. Противоположным галсом к знаку подходил Plаtoon, и вместо того, чтобы дать "Синергии" место для маневра, Bribon спровоцировал ее на столкновение с немецкой яхтой и тут же поднял красный протестный вымпел. Протест на "Синергию" подал и Platoon. На финиш российская команда пришла четвертой, но в подавленном настроении - предстоял разбор протестов, которые, как показывает опыт, выиграть у испанцев крайне сложно, даже если они явно виноваты. Однако при разборе протестов виновной в столкновении была признана яхта испанского короля, Bribon получил дисквалификацию и переместился в середину турнирной таблицы, а "Синергия" упрочила свои позиции. Испанцы с решением не согласились и подали повторный протест, уже на решение судей, но и он не был удовлетворен. "Честно говоря, мы не ожидали такого исхода, - признался мне Валентин Завадников. - Могу объяснить его только тем, что судейская коллегия на чемпионате мира состоит из представителей Международной федерации парусного спорта (ISAF), на этапах Аudi MedCup испанские судьи просто не решились бы дисквалифицировать яхту короля".

А вот у другого нашего участника - таганрогского "Валарса" - дела обстояли хуже. В проливе у острова Лобос яхту накрыло волной, двух членов экипажа смыло за борт, а набравший с тонну воды парус обрушился на палубу, сломав леерные ограждения. Яхта была вынуждена сойти с дистанции. "Когда мы вынырнули, "Валарс" был уже далеко, - рассказал мне баковый таганрогской яхты Костя Назаренко. - Прямо на нас шли другие яхты, а при трехметровых волнах и в азарте гонки заметить нас в воде было непросто. Когда прямо над головой навис нос яхты, я успел попрощаться с жизнью. Но повезло, лодка обрушилась с волны буквально в полуметре от меня". Оказавшихся в океане ребят с "Валарса" заметили с вертолета, через несколько минут их подобрал катер технического сопровождения команды Bribon.

Впрочем, общее шестое место "Синергии" и десятое "Валарса" - неплохой результат для престижной регаты, в которой гоняется элита мирового парусного спорта. Ведь "Синергия" выступает в классе "Транспаков" третий сезон, у команды таганрогских яхтсменов "Валарса" опыт гонок в высшем дивизионе яхт и того меньше.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера