Архив   Авторы  
В отличие от любой районной поликлиники в коммерческих центрах обычно представлен полный спектр специалистов — от пульмонолога до кардиолога

Здоровье дороже
Общество и наукаМедицина

Почему частная медицина переигрывает государственную




 

Проблема оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования — одна из самых острых в нашей стране. Ясно высветились и ее болевые точки: доступность высококвалифицированной помощи, оснащение государственных учреждений здравоохранения (в первую очередь амбулаторно-поликлинических), финансирование медучреждений. Именно на решение этих проблем и ориентированы недавно принятый закон об ОМС и находящийся в стадии обсуждения проект основ охраны здоровья граждан. Но на практике все оказывается не так просто, как на бумаге: много вопросов в ходе реализации закона возникает как у медицинских организаций, так и у пациентов, пытающихся реализовать свои права на получение качественной медпомощи.

О том, как в этой ситуации не просто существовать, но и непрерывно развиваться, «Итогам» рассказали руководители ОАО «Лечебный центр» — генеральный директор Владимир Шляпников и зампредседателя совета директоров Андрей Калмыков.

— Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предполагает, что коммерческие организации смогут участвовать в программах ОМС. Частников это интересует?

Владимир Шляпников: Ограничений на участие в программах ОМС для коммерческих организаций раньше тоже не было. Мы и сейчас принимаем около двух тысяч пациентов по обязательному медстрахованию, это несколько процентов тех, кто лечится у нас. Но по линии ОМС мы получаем лишь 200 тысяч рублей в месяц, а услуг мы им оказываем почти на миллион. Так что для нас это скорее гуманитарная акция, чем бизнес. Основа нашей работы — сотрудничество со страховыми компаниями. Сегодня нас больше интересует рынок добровольного медстрахования.

— Но если ситуация с оплатой услуг по обязательному страхованию изменится?

В. Ш.: Сейчас разница между тарифами ОМС и ДМС десятикратная. Новый закон предполагает в будущем сближение этих тарифов. Когда это будет, пока непонятно. Но в этом случае мы вступим и на поле массового ОМС.

— Со всех высоких трибун говорят, что госмедицина развивается семимильными шагами. Но почему тогда растет популярность коммерческих центров?

В. Ш.: Есть общая ситуация в нашем здравоохранении — оно недофинансировано, исходя из европейских норм. И потому оно не может удовлетворить потребности общества в качественной медицинской помощи. Это как раз та ниша, которую мы занимаем. И законопроект об охране здоровья граждан, который сейчас обсуждается в Госдуме, законодательно определяет наше место.

— Что значит занять нишу качественной медицины?

В. Ш.: В районной поликлинике, как правило, нет какого-нибудь специалиста, а у нас полный спектр — от кардиолога до пульмонолога. Наша медицинская помощь не заканчивается уровнем врача. У нас есть заведующие отделениями, которые рассматривают серьезные случаи. Более того, в каждом отделении есть группа консультантов — это ведущие профессора, даже академики, мы платим им, поскольку у нас одна задача: вылечить пациента. Еще одно удобство — медпомощь на дому. Мы принимаем заявки до 17 часов, а районная поликлиника — только с утра. К тому же вспомните нормы приема по времени в районной поликлинике — минуты! Мы тратим на пациента гораздо больше. Следующий плюс — медицинское оборудование. В районной поликлинике не хватает то одного, то другого: есть оборудование — нет реактива. У нас нет простоев оборудования, потому что есть постоянная линия поставки, не надо устраивать конкурсы, чтобы купить какую-то деталь.

Андрей Калмыков: Люди голосуют за нас рублем. Не нужны мы были бы — не было бы 110 тысяч пациентов в год. В Москве есть медицинские учреждения высококлассного уровня, куда инвесторы вложили десятки, если не сотни миллионов долларов и где оказываются очень дорогие услуги — средний чек эквивалентен порядка 200 евро. И когда приезжают рейтинговать это учреждение перед его выходом на IPO, говорят: знаете, мы в Европе таких клиник не видели. Но вопрос эффективности, к сожалению, находится для многих на втором месте. Сначала создадим, сделаем, а уже потом покажем, какие мы эффективные. А мы считаем деньги. Это позволяет платить достаточно высокую зарплату персоналу, вкладываться в оборудование, в диагностику.

— Но стартовые условия для учреждений частной и государственной медицины неравные…

А. К.: Частным структурам приходится за все выкладывать деньги. Либо брать кредиты под достаточно высокий процент. Кстати, на месте государства я бы задумался о специальных ставках кредитования для лечебных учреждений. Частная медицина может конкурировать с государственной только за счет эффективного управления и высочайшего качества. Мы постоянно думаем об эффективности вложений. И не покупаем дешевые материалы, которые потом будут вызывать проблемы и нарекания. Но не приобретаем и компьютерных томографов. Мы хорошо помним широко обсуждаемую в прессе проблему закупок дорогостоящего оборудования в государственных учреждениях, когда цены на медицинское оборудование были недопустимо завышены. Наша цель — приобретение оборудования, наиболее удовлетворяющего современным потребностям медицины, по оптимальной цене. Исследование на томографе в пересчете на доллары стоит от 200, а сам аппарат — миллион. Посчитайте, какой поток пациентов нужен, чтобы обеспечить его эффективное использование. Мы подсчитали и поняли, что столько не соберем. Но как только у нас появились очереди на рентген, УЗИ, мы их тут же ликвидировали, купив дополнительные приборы.

В. Ш.: А государственные учреждения оказывают в своих стенах платные услуги, не платя за аренду, по кредитам. Конечно, это несправедливо. Некоторое время назад министр здравоохранения сделала очень сильный шаг, запретив оказание платных услуг в госорганизациях. Но приказ просуществовал несколько месяцев и утратил силу. Причины все те же — недостаточное финансирование государственного здравоохранения.

Мы себя видим амбулаторно-поликлиническим центром в демократическом сегменте, поскольку стационар — это финасово неподъемная ситуация. Мы идем по пути развития и готовы предложить рынку новые услуги. Сейчас открываем подразделение репродуктологии, это направление крайне необходимое. В перспективе — детское отделение. У нас серьезная связь с пациентами. Например, если люди просят построить парковку — ставим ее в план, если предлагают создать наши филиалы в разных районах Москвы, то ставим для себя задачу расширения.

— Если уравняют тарифы, коммерческие структуры станут жестко конкурировать с государственными поликлиниками. Их это заставит измениться к лучшему?

В. Ш.: Мы и сейчас конкуренты. Сегодня обсуждаются вопросы изменения статуса медицинских учреждений. Вводится новая система финансирования. Конечно, определенная коммерциализация заставит медицинские учреждения жить по-другому.

А. К.: Иного выхода нет. Мы зависим от страховых компаний, ведь 90 процентов выручки нам дает ДМС. При этом тщательно следим за тем, чтобы не перегибать палку. Стараемся соблюдать паритет между всеми компаниями, с которыми работаем, а их больше 80. Каждый спорный случай, вызывающий вопрос о стоимости чека, разбираем совместно с экспертами страховщика. Постоянно изучаем наши показатели и сравниваем с цифрами разных лет, разных месяцев, корректируем планы. Без такого текущего менеджмента экономически целесообразно функционировать наша структура просто не сможет... Вы видите, мы не шикуем. Но отстраиваем современную модель продажи медицинской услуги — ее российский вариант, такой, который обязательно будет конкурентоспособен на серьезном европейском уровне.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера