Архив   Авторы  
К 2015 году число людей, путешествующих по России на собственных машинах, увеличится до 5 миллионов человек. Основная нагрузка ляжет на федеральные трассы, такие, как М5 "Урал"

Не проезжайте мимо
Общество и наукаExclusive

Для путешествующего по России есть три беды. Это если к двум классическим добавить придорожный сервис...




 

Ростуризм и Федеральное дорожное агентство должны до 1 ноября закончить работу над концепцией программы развития внутреннего туризма на 2011-2016 годы. В этот документ отдельной главой войдут предложения по развитию инфраструктуры придорожного сервиса. Это нас особенно заинтриговало: корреспонденты "Итогов" - так уж вышло - этим летом много путешествовали по стране на машинах. Насмотрелись и натерпелись всякого...

По дороге в прошлое

Если вы давно, лет десять, не ездили на автомобиле на дальние расстояния - не переживайте, с тех пор ничего почти не изменилось. Только заправок стало побольше и с собой уже не надо везти бензин. Делаешь по дороге пару сотен километров, и начинает казаться, что наши трассы ведут не вперед в будущее, а назад - аж в позапрошлый век. По воспоминаниям путешественников того времени, с собой в дорогу надо было брать все, что могло в пути пригодиться - от дров до банок с вареньем и горшков со щами, потому что ничего этого нельзя было достать на пути следования.

Сегодня в массе своей придорожный сервис в нашей необъятной стране выглядит не ахти. Традиционно вдоль трасс лепятся убогие шалманы, где преимущественно подают шашлык. Попадаются, конечно, и симпатичные на вид кафе. Один из наших коллег купился. В результате: недожаренная отбивная, жидкий борщ, мяукающие под столом голодные кошки и полторы тысячи рублей долой... Куда девать такой опыт? Потому, наверное, народ по-прежнему берет еду с собой и по возможности старается вообще совершить поездку с минимумом остановок, уж не говоря о ночевке на трассе.

Но ладно мы, праздно путешествующие! В таких же условиях находятся и дальнобойщики, а им приходится по много суток быть в дороге. Так что необходимость перемен вдоль наших трасс явно назрела. И дело не только в комфорте самом по себе, перемены нужны в первую очередь ради безопасности движения, о которой сегодня так много говорят. Уставший водитель, тянущий последние мили до ближайшего населенного пункта, чтобы не ночевать в поле, опасен не меньше лихача.

Есть соображения и другого порядка. Количество личного автотранспорта в стране растет. По расчетам чиновников, в ближайшие годы число людей, путешествующих по России на собственных машинах, увеличится в 1,6 раза и к 2015 году составит около 5 миллионов человек. Отбросим эмоции и посмотрим, что сегодня реально может предложить им придорожный сервис. По данным Росстата, по всей стране вдоль федеральных трасс расположены 4720 объектов торговли, 1100 станций технического обслуживания, 519 медпунктов. Чиновники Ростуризма насчитали в стране 1916 придорожных объектов размещения, что составляет примерно 17 процентов от общего числа российских гостиниц. Минимальная потребность - еще в 3 тысячах мотелей и кемпингов.

Есть регионы, где проблемой придорожного сервиса занимаются уже давно. Среди них Подмосковье, Карелия, Чувашия, Башкирия. Но, пожалуй, наиболее показательна в этом плане Пензенская область, на территории которой на сегодняшний день насчитывается 659 объектов сервиса, а всего четыре года назад было почти вдвое меньше - около 350. На пензенский опыт корреспонденты "Итогов" решили взглянуть своими глазами.

Стремление к лучшему

...Кот Семен самозабвенно расхаживал по просторному холлу, не замечая суеты вокруг. Он выполнял важную миссию - его первым запустили в здание нового мотеля "Горизонт", который открывал на федеральной трассе М5 "Урал" пензенский предприниматель Владимир Луняшин. В двухэтажное здание, напоминающее архитектурой стандартные турецкие отели уровня "три звезды", вложено порядка 100 миллионов рублей. Разместилось оно позади другого мотеля, открытого тем же Луняшиным в 2001 году. "Многие говорят: построй мотель и будешь жить, как Василич, то есть кататься как сыр в масле, - рассказывает про себя бизнесмен, - а я вам скажу, что хлопотный это бизнес. Знал бы - не затевался!"

Хотя сам бизнес начинал не с нуля: прежде чем стать "мотельером", занимался продажей компрессоров, горючего. Однажды по делам оказался в Польше. В маленьком придорожном кафе, выпив пива с колбасками, разговорился с бомжеватого вида старичком, немного понимавшим по-русски. Дедок оказался владельцем этого кафе и мотельчика поблизости. Как выяснилось, дети скинулись и подарили отцу дело. Какой хороший бизнес, подумал Луняшин, сиди себе в сторонке, наблюдай, как денежки в твой карман капают с каждого заехавшего клиента. По возвращении на родину он рьяно взялся за дело, и сейчас его придорожное хозяйство занимает 10 гектаров. Там разместились два мотеля, с десяток двухместных деревянных домиков, пруд с карпами, теплицы, бассейн с комплексом саун и оранжереей, в которой растут киви и инжир. В подвале нового мотеля - консервное производство, где разливают по банкам и пакетам 12 наименований соков, закатывают огурцы (засадив по весне гектар, собрали с него 15 тонн пупырчатых), баклажаны, капусту и прочее. Продают все это добро, как правило, на выездной торговле, выручая в самые удачные месяцы типа февраля до 600 тысяч рублей. Хорошее подспорье, если учесть, что зимой, как показывает практика, мотель фактически пустует, не принося дохода.

Сегодня работают у пензенского бизнесмена около 100 человек и получают среднюю зарплату 9-10 тысяч рублей. Предприниматель, как и раньше, рассчитывает только на собственные силы, особо не надеясь на помощь государства. Если бы оно, как в Европе, давало кредиты предпринимателям на 25 лет под 6 процентов годовых и с 5-летней отсрочкой, то был бы совсем другой разговор. А что сейчас?

Хочет бизнесмен построить завод по переработке овощей, на это дело ему требуется 70 миллионов рублей. Из них 25 - отдай "откат" банку, да еще проценты под двадцать годовых и никаких отсрочек.

"Хочется много чего, - говорит Луняшин, - мы, предприниматели, до дела жадные, хватаемся за все, но без отсутствия государственной поддержки можно и надорваться. К тому же стремление к лучшему вовсе не гарантирует, что клиент потянется именно к тебе, а не к твоим конкурентам". Владимир подметил такую особенность: наши люди пока еще с недоверием относятся ко всему новому, качественному и красивому, что строится возле дорог. В подсознании срабатывает: красиво - значит дорого, обдерут как липку.

Вдоль по уральской...

Тем не менее глава администрации Кузнецкого района Пензенской области Валерий Костин призывает предпринимателей, не теряя времени, вкладываться в развитие придорожной инфраструктуры. Это понятно: для района выгоды от придорожного сервиса очевидны. "Около 500 человек у нас заняты в этой сфере, - говорит чиновник. - Их совокупный годовой вклад в бюджет составляет 5 миллионов рублей. В общей сложности 20 процентов от собственных доходов району приносит придорожный сервис. 90 процентов налогов от общественного питания обеспечивают именно кафе, расположенные вдоль трассы".

Потребность в дорожной инфраструктуре у проезжающих растет вместе с количеством самих проезжающих, чем, конечно, надо пользоваться. Хозяева мотеля "Ласточка" и одноименного кафе Владимир и Ирина Денисюк именно это и делают. "Это в 80-е годы у проезжающих были только две потребности: душ и ночлег, - говорит Владимир. - Сейчас путешественники хотят останавливаться на отдых с полным комфортом, тем более что едут по нашей трассе люди небедные - летом это в основном отпускники из Тюмени и Нижневартовска". Сейчас Денисюки срочно достраивают верхний этаж в своем мотеле, чтобы открыть там бильярдную и бар.

Другая семейная пара - Александр и Людмила Калашниковы - заправляют комплексом "Русский дворик". Отмечают, что с началом кризиса примерно на 70 процентов упало количество проезжающих, однако не ропщут, потому что, говорят, пережили лихие 90-е и с тех пор уже им ничего не страшно. Постепенно развивают свой комплекс, хотя, честно признаться, трудно понять, как они умудряются выживать с такими-то ценами: самое дорогое блюдо в меню их кафе - мясо по-карски - стоит 146 рублей, а комплексный обед - от 65 до 85 рублей. Объясняют, что специально не задирают цены, ориентируясь на дальнобойщиков, у которых суточные - 150 рублей.

К слову, именно водители фур делают репутацию большинству придорожных заведений и никогда во второй раз не остановятся в том месте, где, отобедав, получили несварение желудка. Информация по трассе распространяется пулей - при помощи раций, и водители заранее знают, что на обед сегодня в кафе на 1167-м километре трассы и есть ли свободные места в мотеле на 1209-м. На заметку простым путешественникам, не имеющим тех самых раций: обратите внимание - если у кафе стоит много фур, там вкусно кормят. "Есть мнение, что нужно различать сервис для трудяг от сервиса для автотуристов, - говорит руководитель придорожного комплекса "У мамы" Роза Косицина. - Мы не делаем таких разграничений и готовы предоставить любому проезжающему весь комплекс услуг. Нужен Интернет - пожалуйста. Срочно требуется отправить факс - нет проблем. Неудобно хвастаться, но наш мотель почти всегда заполнен на 80 процентов".

Пензенцам за их старания, безусловно, надо отдать должное. Только вот и они, и многие другие, кто причастен к формированию придорожного сервиса, плохо представляют себе, как на самом деле он должен развиваться. А без этого современную инфраструктуру не выстроить, особенно в такой огромной стране, как наша.

По образу и подобию

В настоящее время в России насчитывается лишь 13 полноценных комплексов для автотуристов. А знаете, сколько сегодня у нас кемпингов, сертифицированных под прием автодомов? Два. Для сравнения: в Германии таких площадок более 4 тысяч. "Сегодня каждый в России строит кемпинги и мотели так, как считает нужным, - комментирует вице-президент Национальной ассоциации караванинга Юрий Антропов. - Иностранцы, оказываясь в наших так называемых кемпингах, не очень хорошо понимают, куда они попали". Или другой пример: трасса М4 "Дон" перегружена кафешками, а на дорогах Сибири или на Дальнем Востоке можно на протяжении 500 километров не то что кафе или мотель, а вообще ничего не встретить. В то же время в Германии это дело четко регламентировано - придорожные комплексы там располагаются через каждые 30 километров.

У нас о таком регламенте пока речи не идет, но, как считают эксперты, будущее должно быть за объединением объектов дорожного сервиса в единую сеть, так, как это давно сделано на Западе, и вне рамок государственных программ, в основном за счет частных инвестиций. К примеру, на дорогах Европы действует сеть мотелей под названием "Формула-1", а в США - "Мотель 6". Нечто подобное может в ближайшее время появиться и у нас. "Уже разработан пилотный проект придорожного комплекса, который будет возведен в городе Шацке Рязанской области, а потом этот опыт можно перенести на всю страну, - рассказывает вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Шаров. - В Центральном федеральном округе утверждена реперная схема размещения таких объектов. К ноябрю подобная схема должна быть согласована для Приволжского федерального округа, к апрелю следующего года - для Южного. Типовой комплекс, о котором идет речь, включает в себя гостиницу "три звезды" на 10 номеров, гостиницу "две звезды" на 30 номеров, кафе на 30 мест, бистро на 60 мест, АЗС, мини-маркет, станцию тех­обслуживания, мойку и автостоянку площадью 8 тысяч квадратных метров".

Каждое сооружение потребует инвестиций на сумму от 4,2 до 5,4 миллиона долларов, а срок окупаемости оценивается в 3 -4 года. Главное его достоинство в том, что он непосредственно привязан к трассе, а не находится на удалении от нее. И проект этот полностью согласован с Росавтодором. Дело в том, что основным препятствием, серьезно сдерживающим, по мнению специалистов, развитие придорожной инфраструктуры, являются законодательные ограничения на расположение объектов сервиса в непосредственной близости от трассы. Для бизнеса, который, по словам экспертов, "жмется к дороге", - это большое неудобство. Типовые мотели, привязанные к трассе, могут стать удачным решением проблемы. Если дело пойдет, то в стране появится целая сеть подобных комплексов, предоставляющих стандартный набор услуг.

Есть и альтернативные варианты. Генеральный директор управляющей компании Douglas Consulting Олег Осипов считает, что имело бы смысл, например, подумать о создании ЕСК - Единой сети кемпингов: "Есть интересная концепция, сочетающая в себе походную романтику с отличным сервисом. Такие кемпинги могли бы предоставлять типичный набор услуг: общую кухню (для самостоятельного приготовления пищи), прокат палаток и спортинвентаря, анимацию для взрослых и детей и так далее".

Дайте землю!

К придорожному сервису в России проявляют интерес и иностранцы, которые по опыту своих стран прекрасно понимают, какую выгоду можно извлечь из этого дела. Например, в Германии на колесах проводится свыше 5 миллионов отпусков в год, а один автотурист тратит в среднем 26 евро в день, не считая 30-35 евро в сутки за проживание. Вдохновленный этими цифрами один европейский бизнесмен решил построить кемпинг под Геленджиком, но не учел всех особенностей российской специфики ведения дел. Чиновники запросили с него 64 миллиона рублей только за участие в конкурсе на право аренды земельного участка. Предприниматель посчитал: кемпинг должен приносить 40 тысяч рублей дохода каждый день в течение 20 лет, чтобы окупиться. Какой нормальный человек будет строить в таких условиях?

Проблема собственности земли - сегодня наиболее больная тема для инвесторов. Все имеющие отношение к делу признают: при оформлении бумаг волокита может длиться по несколько месяцев, и связана она с получением различных разрешений. Как правило, на российских просторах под сооружения придорожного сервиса выводятся земли сельскохозяйственного значения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Так, к примеру, в среднем по Пензенской области кадастровая их стоимость составляет 1,94 рубля за квадратный метр. Если предприниматель решил построить мотель и присмотрел для этого площадку, он обращается с соответствующим заявлением в государственный или муниципальный орган в зависимости от того, в чьей собственности - государственной или муниципальной - находится земля. 30 дней отводится чиновникам на то, чтобы ответить на заявление. Не всегда и не везде этот срок выдерживают. Если все же дается добро, объявляется аукцион на продажу земельного участка или передачу его в аренду. Участок может быть приобретен арендатором в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости, но только по истечении трех лет с момента заключения договора аренды.

В ближайшее время, по данным "Итогов", чиновникам разных ведомств будет предложено подумать о максимальном сокращении сроков рассмотрения заявок на выделение предпринимателям земли вдоль автодорог общего пользования. Главное, чтобы сами чиновники поняли: каждый россиянин является мини-инвестором в экономику страны, но чтобы он инвестировал, ему прежде всего нужно создать для этого условия.

Пенза - Москва

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера