Архив   Авторы  
Разработчики новой экспериментальной программы делают ее по немецким лекалам - меняют старый автомобиль на денежный ваучер при покупке нового. Впрочем, участники рынка авторециклинга уверены, что на выходе концепция приобретет русские черты

За нами не заржавеет
Общество и наукаExclusive

Способна ли Москва проглотить и переварить автомобильное старье





 

С первого января 2010 года в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре начнется реализация пилотных проектов по утилизации старых автомашин с их последующим обменом на новые - государство готово дать любому россиянину за подержанный автомобиль ваучер номиналом в 50 тысяч рублей. Эта сумма пойдет в зачет при покупке нового авто отечественной сборки и будет перечислена предприятию-изготовителю из бюджетных средств. Таким образом планируется убить сразу двух зайцев: обновить парк машин в стране и поддержать отечественный автопром. Критерии отбора претендентов просты: надо владеть машиной не меньше года, ее возраст должен составлять не менее 10 лет, автомобиль должен добраться до места утилизации своим ходом, плюс ко всему на него нужно предоставить все документы, включая зачем-то талон тех­осмотра.

Экспериментальный для России проект разрабатывает группа специалистов Минпромторга, вдохновленная, видимо, успехом аналогичной немецкой программы. Там с 2008 года уровень продаж новых автомобилей взамен старых вырос на 40 процентов. Правда, скептики авторециклинга (под этим понимается цивилизованная утилизация транспортных средств) считают, что у нас так, как в Германии, вряд ли получится. Дело в том, что наши чиновники рассчитывают не только подстегнуть продажи авто российской сборки, но и заодно запустить в действие масштабную программу по утилизации подержанных автомобилей в стране. Даже в продвинутой столице, где уже 10 лет формально действует система авторециклинга, она так и не работает. Существующая схема утилизации не способна решить проблему автомобильного хлама во дворах, а процесс замены старых авто на новые может ее и вовсе довести до коллапса.

Берегись автомобиля

Чтобы прочувствовать степень готовности столичных властей к воплощению в жизнь затеи властей федеральных, корреспондент "Итогов" решил попытаться утилизировать ржавеющую во дворе дома "копейку" дальнего родственника. Тот с оптимизмом воспринял предложение, расценив его как возможность сделать чужими руками то, на что сам никак не отваживался. И вот ровно в 9 утра в понедельник я набрал номер районной управы, чтобы узнать, к кому обратиться со своей проблемой. Оказалось, такой человек есть, его прямая обязанность - координационная работа по утилизации автотранспорта. Но именно в тот понедельник он отсутствовал на рабочем месте. Причина уважительная - чиновник ставил на учет свой новый автомобиль…

На следующий день до нужного человека все же удалось дозвониться, и он предоставил телефоны отдела инженерной службы района, где принимают заявки на утилизацию транспортных средств. Правда, звонить не советовал, а предложил сразу отправиться по указанному адресу, мол, так дело пойдет быстрее. Мы с родственником отнесли туда заявление, в котором изложили просьбу утилизировать автомобиль ВАЗ-2101 в связи с его непригодностью к эксплуатации. Еще дня два потребовалось чиновникам, чтобы составить акт о выявлении разукомплектованного транспортного средства, в котором указаны все данные на автомобиль, место его нахождения и гарантии районной управы в том, что он будет вывезен на переработку. Следующий день ушел на снятие машины с учета в районном отделении МРЭО. И вот, казалось бы, можно свободно вздохнуть, но тут раздался звонок из службы эвакуации транспортных средств, которая приступает к делу, как только автомобиль снимается с учета, и сообщили, что не могут забрать машину - доступ к ней закрыл другой автомобиль. Пришлось эвакуацию переносить. Итог: двенадцать дней ожидания и хлопот, но материальных затрат негусто - оплата транспортных расходов и расходы. связанные со снятием машины с учета. И нам еще, как выяснилось, повезло. Согласно прогнозам, после того как запустится механизм замены старых авто на новые, своей очереди на утилизацию придется ждать месяцами. Разберемся, почему прогноз так пессимистичен.

Забуксовали

Как сегодня в Москве устроена система утилизации и как она готова к наплыву автохлама? По оценке специалистов, в столице насчитывается около трех с половиной миллионов транспортных средств. Если учесть, что средний срок службы авто составляет 12-14 лет, то из эксплуатации ежегодно выбывает и подлежит утилизации от 7 до 9 процентов от общего объема. Таким образом, в московских дворах ежегодно "умирает" около 250 тысяч единиц техники. Столичные власти выделяют средства на вывоз всего 20-25 тысяч транспортных средств в год, то есть лишь десятой части.

Не секрет, что в московских двориках можно встретить такие шедевры отечественного автопрома, которые уже давно не представляют рыночной ценности. Встав однажды на зимовку, они обретают там вечную стоянку, лишая при этом соседей парковочного места. Сначала дворовые хулиганы прокалывают ему колеса, затем бьют стекла, потом откручивают зеркала и все, что еще можно свинтить. И вот уже из-под снега по весне выглядывает жалкий остов, некогда являвшийся предметом семейной гордости и достатка. Людям бывает тяжело смириться с потерей стоящих под окнами без движения ржавых "Жигулей", даже если их стоимость не превышает 50 долларов. Чтобы признать машину брошенной, необходимо заключение комиссии, собранной из представителей районных служб. Только на основании этого документа, который составляется порой и без ведома владельца транспортного средства, автомобиль за бюджетные деньги отправляют на спецстоянку. На каждый округ приходится по одной такой площадке. На этих охраняемых территориях, расположенных, как правило, в промзонах, автомобиль простаивает год. Так положено. Это время дается на то, чтобы владелец мог при желании вернуть себе "старого коня". И ведь возвращают. Как это ни парадоксально, проржавевшие кузова вновь занимают места во дворах.

Если же год проходит и на авто никто не претендует, то далее, согласно законодательным актам, транспортное средство нужно признать бесхозным, что возможно сделать только по суду. Бесхозное авто либо продают, либо утилизируют.

Впрочем, владельцы автомобилей предпочитают привозить их на пункты сдачи вторчермета сами, минуя инертную городскую систему. "Пик приходится на весну, когда хозяева, получив квитанции об уплате транспортного налога, резко решают избавиться от автомобиля", - говорит директор одного из предприятий по переработке металлов Виталий Крутаков. Правда, в случае со сдачей машин на металлолом существуют свои нюансы. На предприятиях по переработке владельцы автосредств должны представить документы на машину, получив взамен акт об утилизации и от 4 до 5 тысяч рублей компенсации.

Эффект мусора

"С точки зрения обновления автопарка влияние рециклинга колоссальное - у нас в стране более 50 процентов технически устаревших автомобилей, - говорит руководитель научного центра "Безопасность дорожного движения" при НИИ автомобильного транспорта Александр Юров. - Грамотная утилизация - один из существенных факторов, влияющих на безопасность движения. Экологии и развитию рынка авторециклинг тоже пойдет на пользу". Однако создание эффективной системы авторециклинга - дело дорогое. Во-первых, с точки зрения организационной, во-вторых, с технической. Если равняться на опыт западных стран, где переработка автомобилей работает как часы, то наша система тоже должна состоять из управляющей компании, площадок хранения транспортного средства, специализированного предприятия по первичной разборке автомобиля, перерабатывающих предприятий по утилизации каждого компонента. Так, в Швеции машину перерабатывают чуть ли на 99,9 процента, включая фирменный значок на кузове, из которого производят брелоки. Что технологически довольно сложно. "Это ведь не просто утилизация машин, а компонентная разборка, когда на переработку отдельно отправляют технические жидкости, стекло, резиновые изделия, черный и цветной металлы, пластик", - объясняет заместитель директора компании "Технотранссервис" Евгений Кошкин.

Тем не менее эксперты говорят, что проблем с технической базой в столичном регионе не возникнет. Сегодня в Подмосковье на предприятиях по переработке лома уже существуют практически полные циклы утилизации автомобилей. С помощью высокотехнологичного шредера авто разбирают на полезные куски. Из отечественных образцов получают алюминий, медь, латунь, свинец, бронзовый и цинковый сплавы, а также пластик и стекло. На заводе близ Люберец установлены емкости, куда сливают технические жидкости - масла, электролит. В то же время бизнесменам невыгодно перерабатывать резину и масла. Во всем мире эти категории дотируются государством, и потому резину и технические жидкости отправляют на специализирующиеся на переработке этих компонентов предприятия.

В отличие от шведов, умеющих практически полностью утилизировать машины, у нас на одной тонне металла при переработке автомобилей теряют от 17 до 20 процентов полезного веса. Такая разница получается потому, что согласно европейским конвенциям материалы и запчасти иномарок максимально унифицированы, у нас же порой невозможно разделить материалы "по сортам". "В наших автомобилях провод может состоять из двух видов полиматериалов, при вторичной переработке они уже несовместимы", - приводит пример руководитель промышленной компании "Втормет" Александр Шаруда.

Сегодня предприятия с мощной производственной базой способны утилизировать до 200 тысяч автомобилей ежегодно, к тому же готовы брать на себя оформление ваучеров номиналом в 50 тысяч рублей (кто этим будет заниматься, пока окончательно непонятно), да еще и доплачивать живые деньги владельцам автомобилей.

Важно, считают специалисты, не выпустить автомобили на вторичный рынок, когда их начнут разбирать и продавать по запчастям. Тогда программа потеряет весь смысл. "Можно долго писать бумаги, постановления, и ничего не будет работать, - говорит Александр Шаруда. - Программа сможет начать действовать эффективно только в том случае, если не будет промежуточного звена между государством и производственной компанией, если не будет лишней управляющей компании или какого-либо другого унитарного предприятия, контролирующего программу утилизации. Тогда и деньги не разворуют, а в нынешней ситуации из 10 миллиардов рублей, запланированных на программу, я уверен, в лучшем случае по назначению дойдет половина".

Однако, по словам специалистов, вокруг нового и в общем-то хорошего дела уже появились некие люди и структуры, которые хотят освоить деньги из бюджета, камуфлируя это созданием производственной базы и инфраструктуры авторециклинга. Именно поэтому есть серьезные опасения, что программу по утилизации вообще спустят на тормозах. И на месте цивилизованного рециклинга возникнет полудикий рынок бэушных автозапчастей и громадные поля проржавевших кузовов.

Как это делается

Большие разборки

Идею замены старых авто на новые "родили" немцы. Правительство канцлера Германии Ангелы Меркель в 2008 году приняло решение выплачивать при покупке нового автомобиля вместо старого 2500 евро. Чтобы получить деньги, владелец машины должен предъявить документы о том, что возраст автомобиля превышает девять лет и что он владел им не менее года. После этого выдается направление на авторизованную властями свалку, где вручается документ об утилизации машины. Поменять старый автомобиль на новый решились уже более миллиона немцев. Эти усилия правительства позволили сохранить продажи немецких автомобилей на докризисном уровне и открыли золотую жилу для владельцев предприятий по переработке автомобилей. Эти беспрецедентные меры по спасению собственного автопрома в кризисные времена были подхвачены итальянцами, французами, а затем докатились и до нашей страны.

Немецкая сеть по сбору и утилизации отслужившего транспорта, состоящая более чем из 15 тысяч пунктов приема, 1200 фирм разборки и демонтажа и 47 шредерных заводов, явно не останется без работы в ближайшие годы. Система авторециклинга была создана в Германии в 70-е годы XX века со свойственной немцам педантичностью. Один только закон об утилизации автомобилей содержит более 500 страниц текста.

В 2000 году страны Евросоюза приняли директиву 2000/53/ЕС об обязательной утилизации транспорта после окончания срока эксплуатации и, между прочим, за счет производителей. Документ обязывает предприятия автомобилестроения уже на стадии разработки моделей задумываться об уменьшении количества будущих отходов. Разбираемые машины удается использовать повторно почти на 95 процентов. Технические жидкости идут на переработку для последующего использования в качестве топлива для собственных ТЭЦ. На топливо пускают также измельченный пластик. Разделенные по видам материала детали прессуются и отправляются в переплавку. Элементы, не потерявшие целостности в результате разборки (стекла, двери, сиденья), используют в качестве запчастей и продают их в два раза дешевле новых. На все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с автомобиля, компания-производитель устанавливает специальный знак пригодности к утилизации, а также кодовый номер используемого сырья. Не меньшей скрупулезностью отличаются детально прописанные стандарты и нормы для стоянок утиля.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера