Архив   Авторы  
Новинка Dassault Aviation и SAAB - «невидимка» Neuron

Наследник
Общество и наукаПрофиль

Только Марсель Дассо мог сделать бизнес с нуля и стать миллиардером в семьдесят пять лет! Сегодня дело патриарха авиастроения продолжает его сын, мультимиллиардер Серж Дассо - тот самый, что стал прототипом героя Жан-Поля Бельмондо в блистательном фильме «Наследник»

 

На Салоне деловой авиации в Женеве, состоявшемся в конце мая, французская компания Dassault Aviation подписала контракт на продажу фирме NetJets Europe - крупнейшему европейскому перевозчику в сфере бизнес-авиации - 20 самолетов Falcon 2000 LX. Общая сумма сделки - 720 миллионов долларов. Однако по предварительным подсчетам, учитывая дальнейшее обслуживание французами проданных бортов, навар семьи Дассо превысит миллиард. Пожалуй, это крупнейшая сделка в сфере бизнес-авиации. Впрочем, успех Dassault Aviation закономерен. В отличие от предыдущих моделей Falcon новый сверхкомфортный «Сокол» (так переводится Falcon с английского) обладает особыми качествами. Он покрывает без посадки расстояние до 8900 километров и оснащен специальными подкрылками, смягчающими турбулентную вибрацию...

Все выше, и выше, и выше вздымает полет своих птиц семейная компания, берущая начало от легендарного авиастроителя Марселя Дассо. Сегодня его сын Серж с состоянием в шесть с лишним миллиардов долларов делает деньги не только на бизнес-авиации и боевых самолетах, принесших фирме всемирную известность. Патриарх французского бизнеса стал еще и медиамагнатом.

Небо патриарха

«В том, что человек поднялся в небо, он обязан Франции», - написано на плакате, висящем в центральном парижском авиаклубе, расположенном неподалеку от Триумфальной арки. Тут же портреты Луи Блерио, Жана Мермоза, Жан-Мари Ле Бри, Габриэля де ла Ланделля, Альфонса Пено и других авиаконструкторов и пилотов, создавших Франции ее летную славу. В хоре этих усатых мушкетеров в кожаных шлемах или в заломленных на висок пилотках некоторым диссонансом «звучит» пожилой человек с бесцветным плоским лицом, в бухгалтерских очках, банальной шляпе и теплом шарфе. Однако стоит вчитаться в подпись под старой фотографией, чтобы понять: место этого ветерана здесь, в святая святых покорителей неба.

...Молодой человек Моше Блох задрал голову и глаз не сводил с аэроплана братьев Райт, парящего над каштанами Марсова поля. Этажерка американцев облетела Эйфелеву башню и, шурша по песку колесами, застыла у особняка Военной школы. У Моше, сына одесского врача, уехавшего из России, аж сердце замерло от восторга. И эта штука летает! В 1909 году Моше Блоху исполнилось семнадцать лет. Он собирался поступать в университет. Но теперь сомнений не оставалось: он должен летать! Впрочем, куда там: он близорук. Тогда Моше будет строить аэропланы. И парень поступил в первый в мире авиационный вуз: парижскую Высшую школу аэронавтики.

В начале двадцатого столетия авиапромышленность сделалась национальной индустрией французов. 183 тысячи рабочих и инженеров трудились на трех тысячах фабриках, выпускавших аэропланы. Звонкое слово «самолет» - хвала Велимиру Хлебникову - еще не было в России придумано, а во Франции уже ставили на поток производство летающих машин. Когда началась Первая мировая война, Моше Блох, сделавшийся на французский фасон Марселем Блоком, уже был авторитетом в мире авиации. В 1915 году он получил патент на воздушный винт Eclair, разработанный по новым принципам. Это изобретение было продано компании Caudron, которая наладила серийное производство истребителей. В значительной степени благодаря им Антанта получила превосходство над немцами. И неспроста Марсель Блок станет после победы союзников в 1918 году одной из основных фигур французской индустрии, выпустившей к тому времени 48 000 аэропланов и более 86 000 моторов. В том же году он создает совместно с Анри Потезом двухместный истребитель SEA-4 и с Луи Блерио в 1928-м - бомбардировщик МВ-60.

В 1930 году была основана фирма Avions Marcel Bloch. Потом, правда, левые, пришедшие к власти, национализировали ее. Но месье Блок получил неплохие отступные и, главное, продолжал конструировать самолеты, уже руководя государственной компанией. К началу Второй мировой именно истребители конструкции Марселя Блока составили весомую часть воздушного флота союзников. Кстати, только эти машины у французов достойно противостояли «мессершмидтам». После поражения Франции месье Блока арестовали и сдали немцам, которые предложили конструктору уехать в Германию и начать работать на германских авиафирмах. Но на все нацистские посулы этот маленький человек отвечал только одним словом: «Найн». Марсель не мог поступить иначе. Его сын Серж был в отрядах Сопротивления. Рядом с Шарлем де Голлем сражался и его брат Поль Дариус Блок, в прошлом генерал французской армии. Он был известен в Сопротивлении под прозвищем Дассо - по созвучию это можно перевести как «штурмовой». Это фронтовое прозвище стало после победы фамилией славного рода, никогда не уступавшего врагам.

После тюремных мытарств Марселя, отказывавшегося стать коллаборационистом, отправили в Бухенвальд. Авиастроитель выжил в аду и вернулся совершенным стариком, почти ослепшим, в Париж, где его старший брат был назначен военным губернатором. Потом его, официально ставшего в 1949 году Марселем Дассо, разбил паралич. И опять свершилось невероятное: приговоренный эскулапами к самому худшему, он воспрял, снова начал говорить и ходить. И воссоздал свою фирму, теперь уже под названием Dassault.

Под руководством Марселя Дассо будет разработано и построено более 90 различных моделей самолетов. В том числе сверхзвуковые истребители серии «Мираж», включая бестселлер французской авиации Мirage III, который помог Израилю победить в 1967 году в Шестидневной войне и который в модифицированных версиях производится по сей день. Выдающееся чутье подскажет создателю будущей крылатой империи необходимость строить небольшие лайнеры для бизнесменов. Первым станет Falcon 20. Благодаря ему французы завоюют американский рынок бизнес-авиации. Pan American закупит сразу 160 таких машин. Надо сказать, что американцы уже давно знали марку Dassault. В начале шестидесятых годов США заказали французскому конструктору-производителю 225 боевых самолетов Mystere IV в рамках соглашения Франции с НАТО.

И главное, Марсель Дассо подготовил себе достойную смену. Дело отца продолжил Серж. Это их, двух Дассо, трогательно вывел Филип Лабро в своем блистательном фильме «Наследник» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Могучий старик, ходящий в фетровой шляпе и теплом пальто даже летом (после паралича Марсель Дассо постоянно мерз), и его сын - десантник и боевой пилот, мечтающий стать королем массмедиа.

Взвейтесь «соколы» орлами

Когда в 1986 году на девяносто пятом году жизни Марсель Дассо ушел в мир иной, его отпевали в храме при Доме инвалидов в присутствии руководителей страны. Такой церемонией в Пятой республике провожают в последний путь только самых великих. Когда же во внутреннем дворике величественного особняка грянул прощальный салют республиканских гвардейцев, небо над Сеной прочертили траурным кортежем «Миражи»: серебряные птицы Дассо прощались со своим творцом. Впрочем, с не меньшим успехом махнуть на прощание крылом своему создателю могли бы и «Фальконы». 48 процентов доходов концерна Dassault Aviation, входящего в группу Dassault, приходится - по данным 2005 года - на гражданский сектор.

В списке 100 самых богатых людей мира семья Дассо занимает ныне шестьдесят второе место с 10 миллиардами долларов. Личное же состояние Сержа Дассо оценивают в 6,4 миллиарда долларов. И главная жемчужина в его сокровищнице - фирма Groupe Industriel Marcel Dassault (GIMD). Это она выпускает истребители Mirage, бомбардировщики Rafale и бизнес-джеты Falcon. До не столь давнего времени Серж Дассо являлся президентом компании, но в 1999 году вынужден был уйти с этого поста. В уставе фирмы написано, что президентом может быть лишь человек не старше 75 лет. Поэтому Серж стал почетным председателем. По большому счету какая разница? Он не считает себя стариком: в 1996 году на авиасалоне в Сингапуре Серж Дассо, военный пилот со стажем, в семьдесят два года сел за штурвал «Миража» и, выполнив показательную программу, продемонстрировал высокие возможности семейной боевой машины. Идущий по жизни со здоровым прагматизмом, Серж Дассо достойный сын своего отца.

Dassault - одна из редких мировых компаний, которая всегда была прибыльной. «Я добивался успеха в любой сфере бизнеса», - как-то без ложной скромности признался Серж Дассо. И в самом деле, бросаемый отцом, образно говоря, «туда, где рвется», он не только умело затыкал бреши, но и находил надежные источники для прибыли.

Пример тому - программа Falcon. Уже в середине шестидесятых французская бизнес-авиация займет свою нишу на мировом рынке. Серж превратит производство деловых самолетов в настоящую золотую жилу. Восьмидесятые годы станут новым этапом в истории GIMD. На свет появятся самые продаваемые бизнес-лайнеры компании: Falcon серий 900 и 2000. Их дебют состоялся 27 мая 1984 года. На Парижском авиашоу Dassault Aviation продемонстрировала новый межконтинентальный джет. Опытный образец, названный на американо-французский манер Spirit of Lafayette - «Дух Лафайета», - совершил свой первый полет 21 сентября 1984 года. Полет же второй модели стал вообще историческим. Самолет совершил 30 августа 1985 года беспосадочный перелет из Парижа в Литл-Рок, в американский штат Арканзас.

Список достижений «соколов» Дассо можно было бы продолжить. В новом тысячелетии линейка из двух основных серийных бизнес-моделей - Falcon 2000 и Falcon 900 - была окончательно унифицирована по двум модификациям: ЕХ и DX. Но все больше тон задает модель LX. Ее показали на Аэрокосмическом салоне в Ле Бурже в 2005 году, и сразу же бурно пошли заказы от бизнесменов на машину за 37,5 миллиона долларов. Иными словами, если раньше концерн Dassault кормили в основном военные заказы, то теперь едва ли не главный его заказчик - это мир бизнеса.

50,5 процента акций концерна Dassault Aviation контролируется семьей Дассо, 46,3 процента - европейским холдингом European Aeronautic Defence and Space Company (EADS), остальное - персоналом предприятий. «Несмотря на кризис в американской экономике, прошедший год был для нас весьма удовлетворительным», - говорил Шарль Эдельстенн, президент - генеральный директор концерна. И в самом деле: чистая прибыль Dassault Aviation за 2007 год равнялась 382 миллионам евро, что на 35,9 процента больше, нежели в предыдущем году. Всего же оборот компании возрос с 3,3 миллиарда в 2006 году до 4,08 миллиарда в 2007-м. «Учитывая падение курса доллара, мы должны искать возможности максимального производства нашей продукции - прежде всего Falcon - вне Франции. Если же говорить о военной технике, то правительства должны покупать больше европейской техники ради сохранения на рынке конкурентной среды. В день, когда не станет конкуренции, цены американскими стараниями просто взорвутся», - сказал Шарль Эдельстенн.

Его можно понять: кризис доллара крепко ударил по европейской авиационной промышленности. Dassault спасает лишь то, что большую часть произведенных концерном боевых машин закупают страны зоны евро. Так, Rafale состоит на вооружении только французской армии. И вообще этот бомбардировщик, на сто процентов французский по своей концепции, последняя из подобного рода машин. В дальнейшем их предусмотрено производить только в рамках общеевропейской программы. Dassault от этого только прибыток - какая разница, под чьей эгидой производятся машины. Все равно делать их будут в семье Дассо, которая уже многократно доказала свою высокую компетентность.

Медиамагнат

Двенадцатилетнее правление Жака Ширака стало золотым веком для бизнеса семьи Дассо. Патриарх династии Марсель Дассо еще в тридцатые годы качал маленького Жака на своей коленке и не преминул, в свою очередь, залезть к нему на загривки, когда Ширак стал крупным политиком. Марсель Дассо познакомился с отцом будущего президента на отдыхе в предвоенную пору в Виши, на водах. Это было началом большой мужской дружбы. Не случайно Жак Ширак скажет потом, говоря об истории современной Франции: «Она начинается не с галлов и даже не с де Голля в 1940 году, а с Марселя Дассо».

Доля правды в этой гиперболе, безусловно, есть. Неспроста ни об одной бизнес-династии Франции не написано столько книг, как о Дассо. И дело даже не в том, что истории французских миллиардеров это - за редким исключением - семейные саги, а в том, что кроется за фамильными летописями богачей. Да, первым достижением Дассо были, конечно, технические новшества. Но миллионы франков и долларов были заработаны не только на них - сколько великих изобретателей умерло нищими! Главное в другом: в умении Дассо создавать вокруг себя ореол влияния, в их искусстве использовать политические связи.

Так, Серж Дассо - сенатор и мэр города Корбей-Эссон под Парижем. Политик и его сын Оливье, который вот уже много лет является депутатом Национального собрания. От какой партии? Естественно, от правой. От неоголлистов, много лет старательно финансируемых семьей Дассо. Они не терпят даже упоминания о левых. «Левые идеи нездоровые», - внушал журналистам Серж Дассо на пресс-конференции, посвященной приобретению им газетного концерна Socpresse. Сын патриарха давно хотел стать медиамагнатом, и вот теперь мечта сбылась. Под патронажем авиастроителя оказалось более 70 изданий, включая такие престижные, как газета Le Figaro, журналы L`Express и L`Expansion. Серж Дассо, умеющий ждать, стал хозяином Socpresse в два этапа. Сперва приобрел в 2002 году 30 процентов акций, а затем, через несколько лет, еще 52 процента, за которые выложил полмиллиарда евро. После смерти Надин Эрсан, вдовы основателя издательского дома, Серж Дассо уговорил продать акции ее 13 потомков, за исключением одной упрямой внучки, калифорнийской студентки.

«Землетрясением на планете СМИ» назвали этот передел парижские издания. Их возбуждение понятно. Серж Дассо с присущей ему армейской прямотой и не скрывает, что медиаимперия нужна ему для поддержки авиабизнеса и для пропаганды собственных политических взглядов. Все просто: Дассо поддерживает в газетах правительство, а оно дает ему заказы на вооружение. Серж Дассо в свое время взял под контроль прессу в департаменте Эссон, от которого баллотировался в государственные мужи. Купил в 2001 году местную газету Le Republicain и развернул в ней кампанию в поддержку выборов себя любимого в качестве мэра. Вполне успешно, надо сказать. Не зря сегодня зовут эту газету не иначе как «Правда Эссона».

В шестидесятые «небесный патриарх» создал журнал Les Jours de France, ставший рупором светской жизни. В семидесятые годы Оливье Дассо, внук основателя династии, приобрел издательский концерн Valmonde с принадлежащими ему престижными изданиями Valeurs actuelles и Journal des finances. А вот теперь у семьи еще и целый медиаконцерн с огромной сетью региональных изданий и главной парижской газетой. Конечно, первым делом для Сержа Дассо - самолеты. Газеты, правда, тоже не на потом. Сил и здоровья у него хватит на все. Не случайно он поспешил изменить систему управления Socpresse, подняв потолок возраста главы холдинга до 95 лет.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера