Архив   Авторы  
Любопытно, за сколько секунд будет собран шарик Рубика (на фото)? Рекорд скоростной сборки кубика был поставлен в прошлом году голландцем Эриком Аккерсдийком: 7,08 секунд

Рубик в кубе
Общество и наукаПрофиль

Над планетой нависла угроза новой эпидемии - игромании. Она тем опаснее, что исходит от Эрно Рубика, того самого, который тридцать лет назад поразил мир, создав "магический кубик". На этот раз профессор придумал более заковыристую головоломку




 

Новую забаву для "яйцеголовых" профессор назвал, естественно, в честь себя любимого: "Рубик 360". В основу загадки заложен все тот же безотказный со времен классического кубика Рубика принцип простого задания с тяжелым решением. Механическая игрушка состоит из трех прозрачных сфер с шестью цветными шариками, расположенными внутри. Надо всего лишь поместить их в специальные выемки соответственно с цветом. Примитивно, как черенок лопаты. Но...

Головоломка только-только поступила в продажу, сперва в Великобритании. Отпускная цена - 18 фунтов при прогнозируемом объеме продаж в полмиллиона штук. Как говорится, вот и считайте! Но это только начало - далее сфера Рубика покатится по всему миру. Сам создатель считает, что последнее его детище гораздо проще по своей концепции, чем легендарный кубик. Значит, и привлечет оно сразу самую широкую публику. Не секрет: кубик Рубика, когда-то принесший изобретателю вселенскую славу и огромное состояние, далеко не так просто нашел своих поклонников.

Левша любит троицу

И на этот раз в начале было слово. Эрно Рубик, дипломированный инженер, получивший также специальность архитектора и дизайнера, преподавал в Будапеште на факультете интерьерного дизайна Академии прикладных искусств и ремесел. Вел курс промышленного дизайна и архитектуры. Объясняя юношам и девушкам основы теории групп и специфику трехмерного восприятия, он понял, что без предметного моделирования тут не обойтись. И начал придумывать артефакт, способный стать доступным и эффективным учебным пособием.

Сегодня несть числа апокрифам, повествующим о том, как доктор Рубик вынашивал и реализовывал свою идею. Одни рубиковеды - есть и такие! - утверждают, будто профессор вдоволь поэкспериментировал с бумажными и картонными образцами, пока не решил попробовать творить из пластика. Другие рассказывают, что Эрно Рубик испытывал модели, элементы которых были скреплены упругими резиновыми стяжками. Третьи предполагают, что поначалу изобретатель попробовал применить магниты. Но все это никак не позволяло достичь свободы перемещения каждого из элементов в предмете, задуманном как куб, состоящий из других кубов. Не получалось!.. И тут, как часто происходит при великих свершениях, все решил Его величество случай. Если верить рубиковедам, Эрно Рубик, мучающийся в тщетных кубических исканиях, сидел, кручинясь, на берегу голубого Дуная, когда узрел обточенные водой голыши речной гальки.

"Эврика!" - воскликнул ученый. Надо обточить кубики так, чтобы оставить минимум миниморум внешних граней - всего 54. А именно: одноцветные - у шести центральных кубиков, двухцветные - у двенадцати боковых и трехцветные - у восьми угловых. И все они должны свободно вращаться относительно друг друга... И главное: создавая свой артефакт в трехмерном пространстве, Эрно Рубик закладывал в изобретение философский смысл. Ведь троичность - основа всего сущего и духовного не только по христианским канонам. "Тот факт, что каждая грань куба состоит из трех слоев по три блока, имеет большое значение, - признается потом ученый. - Число три, кажется, обладает специфическим смыслом, выражающимся в некоторых странных связях между человеком и природой. Мать - дитя - отец. Небеса - земля - преисподняя. Созидание - сохранение - разрушение. Рождение - жизнь - смерть".

В том-то и состоит необычайная притягательная сила кубика Рубика: он был задуман не просто занимательной игрушкой, а скрытым символом нашего пребывания на планете, где все подчинено логике троичности. Точнее, чем прокомментировал это сам Эрно Рубик, пожалуй, и не скажешь: "Мы вращаем кубик, и кубик скручивает нас". Впрочем, когда в 1974 году профессор Рубик создал первый образец своего артефакта, он с ужасом осознал, что сам не в состоянии его собрать. Ощутил себя в положении Робинзона, который выдолбил из дерева спасительную лодку и вдруг понял, что не может в одиночку дотащить ее до берега и спустить на воду. Но как истинный ученый муж изобретатель систематизировал процесс и все-таки справился с поставленной задачей. В его руках было то, чего еще не видел никто из смертных. Как вычислят позднее охочие до точности статистики, решение Эрно Рубика имело 43 квинтильона различных вариаций и только одну из них правильную!

Дело оставалось, казалось бы, за малым. В патентовании изобретения (что Рубик и сделал в 1975 году) и в запуске производства. Однако выпуск опытной партии головоломок под названием "магический кубик" удалось организовать лишь в конце 1977 года. Новинка, никоим образом не поддержанная скупой национальной рекламой, поступила год спустя в венгерские магазины, но спросом пользовалась поначалу небольшим. Эрно Рубик прекрасно понимал, что без завоевания Запада его изобретение в худшем случае зачахнет, а в лучшем - превратится в такую же мадьярскую экзотику, как пузатые бутылочки с токайским и палки колбасы-салями. Окончательно настроение у изобретателя с берегов Дуная упало, когда он узнал, что подобные патенты есть и у других эдисонов. Их было четверо: американцы Вильям Густаф­сон и Ларри Николс, британец Фрэнк Фокс и японец Тератоши Ишиге тоже сконструировали похожие головоломки, но их модели были менее технологичными. Как сказали бы рубиковеды, в них не оказалось того символизма, который заложил в свою интеллектуальную игрушку Эрно Рубик, левша - как по физиологии, так и по призванию.

Мадьярский интернационал

Он родился 13 июля 1944 года в Будапеште. Мать будущего изобретателя была профессиональным писателем, поэтессой. Отец, напротив, отличался техническим складом ума, работал инженером-конструктором на авиационном заводе, производившем планеры. Так на рубеже двух стихий Эрно и рос. С одной стороны, ему были близки технические науки и математика, с другой - он, прекрасно лепивший, всегда увлекался дизайном и архитектурой. К тому же Эрно Рубик неплохо писал, издавал журнал ...Es jatek ("...И игры"), посвященный всевозможным "умным" играм и ребусам. Однако теперь, создав головоломку века, он переходил в совершенно новое качество. Он, и только он первым доступно смоделировал трехмерное пространство. Неужто, кроме венгров с их национальной самобытностью, а значит, и особым образом мышления, никто не в состоянии этого понять?

Парадокс дальнейшего развития ситуации с "магическим кубиком" состоит в том, что первым западным бизнесменом, почувствовавшим будущее детища Рубика, был тоже венгр. Правда, с немецким паспортом - Тибор Лакзи, предприниматель, занимавшийся торговлей только что появившимися компьютерами. Во время командировки в Будапешт герр Лакзи зашел выпить кофе и увидел в руках официанта, коротающего время между обслуживанием клиентов, странный предмет. Немецкий мадьяр, страстно увлекавшийся математикой, пришел в полный восторг от невиданной игрушки и принялся узнавать, где ее можно приобрести. Вскоре Тибор Лакзи прибыл в торговую фирму Konsumex, естественно, государственную - а как иначе в мире социализма и победившей демократии? - и предложил организовать поставки кубика на Западе.

В этот же день он впервые увидел и Эрно Рубика. Вот как вспоминает о том знакомстве герр Лакзи: "Когда Рубик впервые появился в комнате, я испытал желание дать ему немного денег. Он выглядел как нищий, был ужасно одет, а из угла его рта свисала дешевая венгерская сигарета. Но я знал, что вижу гения. И сказал ему, что вместе мы сможем заработать миллионы". Может, оно и так. Но как далеко еще было профессору до этого обещанного богатства!

Памятуя о завете древних римлян поспешать медленно, Тибор Лакзи не стал бросать в ФРГ деньги на рекламу, а просто отправился на Нюрнбергскую ярмарку игрушек с несколькими кубиками Рубика в саквояже. Прогуливался вдоль стендов с экспонатами и с упорством заговорщика похрустывал игрушкой. День, второй... Никакого эффекта! Немецким бюргерам прорывное изобретение было абсолютно до лампочки. И тут Рубик в который раз в его жизни выиграл в лотерею по трамвайному билету. И снова - венгерскому, надо сказать.

Мать британца Тома Кремера была венгеркой. Улыбчивый бородатый англичанин владел в Лондоне процветающей компанией Seven Towns Ltd., занимающейся изобретением игр и игрушек, и знал многих из европейских и заокеанских патронов игрушечного бизнеса. Кремер с лета понял огромный коммерческий интерес придумки Эрно Рубика и предложил Лакзи сотрудничество. "Венгерский интернационал" принялся действовать по всем фронтам. Предприимчивый Лакзи отправился в Будапешт заручиться согласием изобретателя, бьющегося с венгерской бюрократией, а вальяжный Кремер полетел за океан, чтобы привлечь к изобретению внимание американцев.

В Нью-Йорке англо-венгра вовсе не ждали с распростертыми объятиями. Напротив, воротилы игровой индустрии с ходу накидали кубику Рубика черных шаров. Оказывается, он и слишком дорог в производстве, и не пригоден для рекламы в телевизионных роликах, и вообще чересчур сложен, предназначен исключительно для продвинутых умников, а не для широких масс. И все равно Тому Кремеру удалось привезти с собой в Будапешт Стюарта Симса, вице-президента службы маркетинга компании Ideal Toy Corporation. Тот, увидев, как увлеченно венгры хрустят кубиком, и познакомившись с Эрно Рубиком, вещающим по-английски о величии его изобретения с неисправимым венгерским акцентом, пошел на уступки. После пятидневных переговоров подготовили контракт на поставку в Америку первого миллиона кубиков. Но тут опять незадача... Выяснилось, что изобретение запатентовано лишь в Венгрии, международного патента нет, не говоря уже об американском.

Было найдено соломоново решение. В начале 1980 года "магический кубик" переименовали в кубик Рубика. И буквально через несколько дней состоялся его международный дебют - кубик триумфально продефилировал по игрушечным ярмаркам Лондона, Парижа, Нюрнберга и Нью-Йорка. И лучшим его коммерческим агентом был сам Эрно Рубик, неотразимо обаятельный. А 5 мая состоялось представление изобретения в Америке - непосредственно в Голливуде, куда кубик привезла венгерская кинозвезда За За Габор. И начались годы вселенского помешательства.

"Новый" венгр

На сегодня во всем мире продано около 350 миллионов кубиков, из которых подделок было в полтора раза больше, чем оригинальных изделий. И это несмотря на то, что производство "магических кубиков" - под такой маркой изделие осталось в Будапеште - стало в ту пору едва ли главной статьей доходов в госбюджете Венгрии. Заказов со всей планеты было так много, что мадьярская промышленность оказалась не в силах с ними справиться, и тогда производство кубиков открыли в Гонконге, Тайване, Коста-Рике и Бразилии.

На волне кубикомании Эрно Рубик, имевший куртаж с каждого лицензионного кубика, в неполные сорок лет стал первым легальным социалистическим мультимиллионером. А может, даже и миллиардером? Впрочем, о списке Forbes в странах Варшавского договора обыватели знали меньше, чем о летающих тарелках. И тем не менее некоторые источники решились все-таки назвать состояние изобретателя - до 4 миллиардов долларов. Не пролетела мимо денег и компания Тома Кремера. Seven Towns Ltd. стала получать в год до 2,5 миллиона долларов роялти.

К середине восьмидесятых ажиотаж вокруг кубика спал - то ли потому, что появилось множество электронных игр, то ли из-за того, что помешали конкуренты, особенно азиатские, выпустившие немало схожих развлечений. Воспользовавшись затишьем, профессор основал собственную студию, занимавшуюся разработкой и изготовлением логических головоломок. Так, одной из них стала рубиковская "змейка", позволяющая складывать из треугольных блоков различные фигуры: черепаху, собаку, шар, пистолет. Появились и усложненные версии куба - с четырьмя и даже пятью рядами кубиков вместо классических трех. А в начале девяностых Эрно Рубик совместно со своим коллегой Яношем Гинстлером основал Венгерскую техническую академию, которая с успехом действует и по сей день. При академии был создан международный фонд Рубика для поддержки молодых изобретателей. Мессира Эрно наградили Государственной премией Венгерской Народной Республики (1983 год), премией имени Денниса Габора (1995) и Кошутовской премией (2007).

Почет и признание, конечно, важны. Но для интеллектуального труда необходимо спокойствие. А его-то как раз в Венгрии, где Рубика - без преувеличения - теперь знала каждая собака, у изобретателя не было. Он, самый известный из ныне живущих венгров, почувствовал, как сам превращается в национальный артефакт. И в девяностых годах уехал в Великобританию, где поселился анахоретом в сельской глубинке и не принимает никого - ни журналистов, ни коллег-эдисонов. Говорят, что он пишет стихи - сказались гены поэтессы-матери.

Рубик может спокойно творить, зная, что согласно международным стандартам все права на любое воспроизведение "магического кубика" остаются за создателем шедевра и будут актуальны вплоть до истечения 70 лет со дня смерти изобретателя.

Поклонникам же венгерского кудесника остается только гадать, какой еще сюрприз он подготовит. Ведь профессор так же непостижим, как и его кубик, который одни сравнивают со Вселенной, другие - с женским мозгом... Дошло до того, что кто-то в британских СМИ даже назвал изобретателя "неземным существом". Нет, марсиане тут ни при чем. Просто Эрно Рубик - настоящий левша. А Левша, как известно, и блоху подковал.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера