Архив   Авторы  
Пляжи наиболее популярных у россиян курортов в этом году могут опустеть на треть

Делайте ваши скидки
Общество и наукаExclusive

Морские курорты в тяжелые времена уповают на российских туристов, но при этом не намерены снижать цены. Чьи нервы окажутся крепче - отельеров или потребителей их услуг?

 

Планировать летний пляжный отдых, как советуют специалисты, лучше всего не позднее начала апреля. К этому моменту цены турпакетов, как правило, уже бывают сформированы и можно смело "забивать" интересующие места отдыха, например на конец июля, получив вдобавок скидку за раннее бронирование. Так было всегда. В нынешней непростой экономической ситуации все карты оказались спутаны, и среди участников рынка царит неразбериха.

Куда поехать?

Выбирая места летнего отдыха, россияне придерживаются, как правило, хорошо проверенных маршрутов. Итак, по данным экспертов туррынка, расклад по итогам прошлого курортного сезона примерно таков. По-прежнему вне конкуренции Турция. Ей отдали предпочтение более 2 миллионов россиян. Ровно наполовину меньше - миллион наших граждан - отдохнули в Крыму (Украина). Третье место эксперты отдают Испании, пригревшей на своих гостеприимных пляжах до полумиллиона наших сограждан. Чуть позади следует Греция - ее выбрали около 400 тысяч (интересная деталь: по сравнению с 2004 годом отмечено четырехкратное увеличение числа наших туристов). Почетное пятое место разделили между собой Болгария и Тунис, принявшие в среднем по 170 тысяч россиян. Список можно продолжить Черногорией, которую в прошлом году выбрали для летнего отдыха около ста тысяч соотечественников. Власти этой балканской страны не скрывают своего удовольствия: по сравнению с 2007 годом турпоток из России вырос сразу на 20 процентов.

Изменится ли этот расклад в нынешнем году? Делать такой прогноз - все равно что гадать на кофейной гуще. К примеру, болгарские отельеры опасаются существенного спада турпотока, который, по самым мрачным прогнозам, может составить 50 процентов. Но есть и противоположные "виды на урожай". "Кризис повлияет на географию путешествий ваших сограждан, переориентировав их с дорогих направлений на бюджетные, - полагает глава консульского отдела посольства Болгарии в Москве Николай Панайотов. - И в этом плане наши курорты со своей гибкой ценовой политикой могут только выиграть".

То же гадание по поводу Испании. "Те, кто собирался погреться на курортах этой страны, решат сэкономить и скорее всего теперь обратят взор на Тунис, Болгарию, Турцию", - полагает генеральный директор компании "Санрайз тур" Дмитрий Мазуров. По другой оценке, турпоток снизится скорее даже меньше, чем по остальным массовым направлениям. "Испанский отдых отличается тем, что туристы выбирают эту страну не только из-за пляжей, но и из-за интереснейших экскурсий", - уверена директор по продажам компании "Капитал Тур" Алевтина Философова. Полон оптимизма и Луис Бовес Мартин, советник по туризму посольства Испании в России: "Год только начался, какие-либо выводы делать рано, но мы надеемся, что результаты сезона окажутся позитивными".

Впрочем, все понимают: россияне поедут туда, где им предложат оптимальный по соотношению "цена - качество" отдых.

В стиле "антикризис"

Цены на отдых в этом сезоне будут сильно варьироваться - ни отельеры, ни операторы, ни турофисы не намерены сидеть сложа руки. Итак, какими переменными оперируют сегодня игроки туррынка?

Прежде всего массового ажиотажа раннего бронирования, который наблюдался в прошлые годы, в этот раз не будет. Время уже упущено. Но даже предложения купить в марте - апреле тур на лето с дисконтом в 20-30 процентов не принесут толку, если владельцы отелей не снизят цену. А они на это идут крайне неохотно. "Мы не ждем особых подарков со стороны отельеров, - говорит представитель компании "Инна Тур" Александр Званский, - хотя надеемся на получение дополнительных бонусов и скидок, которые, соответственно, пойдут туристу. Сегодня отели намерены удерживать клиентов не снижением цены на турпакет, а предоставлением более обширного ассортимента дополнительных услуг, которые раньше были платными".

Поддерживает коллегу Дмитрий Мазуров, который полагает, что многие услуги в турецких отелях, не входящие в пакет "все включено", теперь будут бесплатными. Кстати, в Крыму несколько отелей тоже заявили, что намерены внедрять услугу "все включено" для тех, кто отдыхает в стандартных номерах. Раньше она была доступна только для туристов, отдыхающих в номерах повышенной комфортности.

Испанские отели, чувствуя спад спроса, тоже готовы ко всякого рода акциям и спецпредложениям. Например, могут предоставить скидку на ребенка при его размещении с одним взрослым в номере, чего ранее не было.

Имеет ли смысл идти на такие ухищрения, если можно было просто снизить цены? "Демпинг - самый большой враг туристического бизнеса, - уверен представитель Тунисского национального представительства по туризму в России Абдель Межид Кахлауи. - Если начать снижать цены на курортах, больше всего от этого потеряет клиент. Невозможно, заплатив доллар, получить сервис на сто. Единственный вариант в такой ситуации - это поддерживать сами отели и операторов на государственном уровне. Наше правительство для сохранения турпотока уже выделило более 300 тысяч долларов". Между прочим, мера оказалась действенной - многие местные отельеры откликнулись на поддержку и уже готовы предоставить клиенту десять дней проживания по цене семи.

Правительство Черногории, в свою очередь, тоже разработало специальную программу для поддержания туристической отрасли. "Сформирован пакет антикризисных мер, направленных на поддержание потока туристов, - рассказал "Итогам" министр экономического развития Черногории Бранимир Гвозденович, - в основном это налоговые льготы. В среднем по стране налоги сократились на 12 процентов. Например, в качестве меры поддержки реального сектора экономики мы приняли решение уменьшить тарифы на электроэнергию на 10-15 процентов. Также в стране понижены акцизы на топливо, налог на прибыль". Это, по замыслу властей страны, должно снизить стоимость путевок.

По прогнозам специалистов, наблюдаемый спад турактивности преодолим. Для этого необходимо пересмотреть прин­ципы экономического планирования и снизить цены предоставляемых государством и рынком услуг, считает Павлос Мурмас, директор представительства Греческой организации по туризму в России и странах СНГ. Необходимо, чтобы сегодня турпакет стал дешевле и привлекательнее по сравнению с предыдущими сезонами. Иначе русские не поедут, и для многих стран это станет ощутимой потерей. В представлении зарубежных отельеров русский турист - это, как правило, набитый доверху "кошелек на ножках", готовый платить за все. В прежние годы наши соотечественники действительно платили много. "Не хочется, чтобы портрет российского туриста изменился, - говорит Кимон Рифеншталь, генеральный менеджер отеля Danai Beach Resort and Villas (Халкидики, Греция). - Ведь наши российские гости, к примеру, не жалеют и не считают денег. У меня очень много друзей отельеров по всему миру, которые уже отмечают спад потока российских туристов в первой декаде года. Мы не хотим закрывать глаза и слепо верить, что у нас будет загрузка в 100 процентов, но и понижать планку не хотим, потерять лицо в кризис - самое страшное".

Очевидно, что отельерам придется попотеть, чтобы удержать клиента. За последние годы они привыкли, что русские приедут, заполнят все номера, заплатят много, поворчав, стерпят овербукинг. При этом уровень сервиса оставлял желать лучшего. Гостям из Германии или Великобритании уделялось больше внимания, условия предоставлялись хоть чуточку, но лучше, чем россиянам. Теперь ситуация меняется. Кризис кризисом, а денег у россиян все равно много. И отдыхать они все равно поедут. Только вот придирчивее, чем раньше, будут выбирать адреса. К примеру, в Турции к маю, несмотря ни на что, откроется множество новых отелей. Значит, в клиента верят. И готовы за него биться. Но, по прогнозам экспертов, на майские праздники многие турецкие отели окажутся полупустыми. Потому что не ведут гибкой ценовой политики в сложные времена. А мы перетерпим и поедем на дачу редиску сажать. Что дальше? К июню волей-неволей отелям придется пересмотреть прайсы, иначе, опять же по оценкам осведомленных людей, турпоток упадет на 40 процентов. Вы представляете себе полупустые пляжи анталийского побережья? Я - с трудом.

При участии Дмитрия Серкова

География

Какую ценовую политику выберут на предстоящий сезон излюбленные россиянами зарубежные курорты?

Направление Средняя стоимость жилья Ожидаемое повышение/ понижение цены (%)
Турция 700 долларов на человека за 10 дней -15
Крым 500 долларов на человека за 10 дней +15-20
Испания 1000 евро на человека за 7 дней ?
Греция 500-600 евро на человека за 7 дней ?
Болгария 350 евро на человека за 7 дней -10-20
Тунис 1000 долларов на человека за 7 дней ?
Черногория 1200 евро на человека за 7 дней ?

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера