Архив   Авторы  
В больших городах люди живут в мире, полном звуков

Под шумок
Общество и наукаОбщество

За последние десять лет количество людей с пониженным слухом выросло в стране более чем на два миллиона человек. Почему мы перестаем слышать друг друга?






 

Если вы живете в большом городе, у вас почти наверняка рано или поздно начнутся нарушения слуха. Ученые доказали, что каждый третий житель мегаполиса сталкивается с подобной проблемой. Так, в Москве уровень шума превышает предельно допустимый уровень на 20—30 децибел. В Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге, Магнитогорске и других крупных городах он тоже превышен. «Итоги» выясняли, как долго без угрозы здоровью можно жить в таких условиях...

Атака звуком

Знакомое ощущение — уезжаешь за город, выходишь из машины, и кажется, тишина бьет по ушам! Это потому, что мы живем в акустически агрессивной среде и не замечаем тех ударов по барабанным перепонкам, которые получаем каждый день. Происходит это не только когда мы едем в метро или на электричке. Невидимый шумовой фон сопровождает нас постоянно, оказывая воздействие на организм и разрушая его. Сразу оговоримся, эта проблема не только российская. В крупных европейских городах фиксируют то же самое: например, в Лондоне уровень шума в первой линии жилой застройки (это дома, которые выходят фасадами на оживленные трассы) сравним с московским и составляет 60—75 децибел (дБ).

«Шум так же, как и загрязнение воздуха, и токсичные химические вещества — угроза для здоровья человека. Хотя почти каждый человек подвергается воздействию чрезмерного шума, эта проблема традиционно считается неизбежным фактом городской жизни, и по сравнению с другими рисками раньше ей уделялось меньше внимания», — утверждает представитель Европейского регионального бюро ВОЗ доктор Рокко Ким. Каждый пятый житель Европы, по данным другого эксперта, руководителя подразделения «Неинфекционные болезни и окружающая среда» в Европейском региональном бюро ВОЗ Срдана Матика, регулярно подвергается слишком высокому шумовому воздействию, да и вообще в Европейском регионе чрезмерный шум стал ведущей экологической проблемой. Что же так гудит в городах?

Главный источник вредоносного воздействия — автомобили, далее по убывающей — железнодорожный транспорт, метро, самолеты, промышленные предприятия, коммуналка (объекты электро- и теплоэнергетики, строительная техника), инженерное оборудование зданий, а также шумы, которые производят сами люди в быту (соседи, например, которые забивают гвозди или слушают громкую музыку).

Однако вот парадокс: больше всего жалоб, как правило, поступает на стройки. «Человек обычно жалуется не на то, что его постоянно беспокоит, а на непривычные раздражители, — рассказывает Станислав Черненко, научный сотрудник НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина. — К дорожному шуму он привык, а вот если рядом начинается стройка, конечно, это его больше раздражает. Хотя на самом деле стройки — это не самая большая проблема, они занимают 5—10 процентов площади всего города, тогда как транспорт — до 70 процентов». Одним словом, стройка становится последней каплей в и так переполненной чаше: по сведениям департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, около жилых домов, обращенных в сторону крупных автотрасс и не имеющих шумозащитного остекления, уровень шума был вполовину выше безвредной нормы! А нормы эти таковы: по данным Лиги здоровья нации, безопасный для человека шумовой порог — это 20—30 дБ, допустимая граница составляет примерно 80, звук в 130 дБ вызывает у человека болевое ощущение. На городских магистралях специалисты фиксируют уровень шума в среднем 73—83 дБ, то есть почти на грани или уже за гранью допустимого. Чем это чревато?

Удар по организму

Чревато это многими бедами, причем опасность шума мы явно недооцениваем. У людей, которые постоянно работают или живут в условиях повышенного шума, развивается сенсоневральная тугоухость. При систематическом воздействии громких звуков слух снижается уже через 1—2 года, при среднем их уровне — через 5—10 лет. Впрочем, шум влияет не только на слух — он способен вызывать функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и печени, а также приводит к перенапряжению нервных клеток. «Есть такое понятие — сопряженные органы, которые начинают страдать по цепочке, — говорит врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук Владимир Зайцев. — Например, в мегаполисе очень распространен хронический тонзиллит, это заболевание горла, а сопряженные с ним органы — миокард, почки, крупные суставы. Следовательно, велика вероятность, что разовьется либо болезнь сердца, либо пиелонефрит, либо артрит. Связь опосредованная, но она четко прослеживается. Вот так же и многие факторы влияют на угасание слухового нерва, а поскольку из-за этого идет воздействие на нервную систему, постепенно развивается кардионевроз — и вот у человека уже начинает щемить сердце».

Трудно, конечно, представить себе пациента, который приходит к врачу с жалобой: «Мой организм пострадал от шума метро». Жалуются, когда банально перестают слышать. И не каждый врач поймет, в чем причина потери слуха. «Проще всего установить причинно-следственную связь в случае травмы, которая произошла в результате однократного действия высокочастотного импульсного шума — например, взрыва или выстрела, — объясняет Александр Белоконь, старший научный сотрудник отдела аудиологии Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА. — А вот долгое воздействие бытового шума на жителей мегаполиса, к сожалению, никто не отслеживает, хотя санитарные нормы в данном случае превышаются на 20—30 процентов. Ощущение неприятия сигнала вызывает высокий уровень дискомфорта. Так, стоя на платформе метро во время торможения поезда и набора скорости, мы подвергаемся шумовому воздействию в 110 децибел. Это очень много. Но при этом очень многие ездят в метро каждый день».

То, что на человеке не может не сказаться подобная обработка, очевидно. По словам Александра Белоконя, воздействуя на человека звуком, можно добиться изменений в любой системе организма. Например, резонансные частоты действуют на клеточном уровне. И самые распространенные реакции человека в таком случае — невротические. Возникает синдром хронической усталости, появляются головные боли, неадекватные реакции на ситуации. Далее могут возникнуть проблемы с пищеварительным трактом... Многое просто до сих пор не изучено — никто не проверял, например, изменение свертываемости крови при воздействии звуками.

Отдельная тема — ночной шум. Всем, кто живет в центре Москвы или Санкт-Петербурга, известно — с открытыми окнами спать почти невозможно. Однако оказывается, что, даже если человек заснул и вроде бы не просыпается от шума проезжающих автомобилей или пролетающих самолетов, воздействие на нервную систему продолжается и качество сна резко падает. Организм не может расслабиться и по-настоящему отдохнуть, накапливается усталость со всеми вытекающими последствиями. Чтобы человек мог нормально выспаться, ежегодный усредненный уровень ночного шума не должен превышать, по расчетам ВОЗ, 40 дБ — то есть звуки должны быть не громче, чем на спокойной улице в жилых кварталах. Если фон превышает 55 дБ, как на оживленной городской улице, это может спровоцировать повышение артериального давления и нарушения деятельности сердца. Ночной шум от самолетов запускает опасный процесс — повышение артериального давления. Особенно это вредно, когда люди то просыпаются, то опять пытаются заснуть. А когда самолеты гудят над головой ранним утром, это и вовсе повышает частоту сердечных сокращений.

Берегите уши

Как сохранить свое здоровье, если «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» — в тишину — уезжать не хочется или не можется? Очевидно, что надо выяснить, в каком звуковом поле приходится жить. Но если на производствах уровень шума дозируют по правилам техники безопасности и согласно Трудовому кодексу, устанавливая продолжительность рабочего дня и предлагая компенсационные меры, то общественный шум контролировать почти невозможно. «К нам иногда обращаются люди, которые озабочены своим здоровьем, — говорит Станислав Черненко, — с просьбой оценить вредные шумовые факторы, с которыми они сталкиваются. Но мы не беремся: слишком трудоемко, невозможно ходить за человеком везде, где он бывает, к тому же техника пока не позволяет обвесить его аппаратурой, которая необходима для замеров».

Если точно промерить шумовое поле невозможно с помощью приборов и специалистов, то тогда можно посчитать примерную шумовую нагрузку самостоятельно и сравнить ее с безопасной среднесуточной (это 40 дБ). Достаточно знать, сколько времени и где вы находитесь, и иметь в виду, что шум трассы — это порядка 80 дБ; стройки — 60—70; вблизи железных дорог при движении поездов — 50—60 дБ; летящий самолет — порядка 50 дБ.

Кроме того, надо учитывать и тот шум, который мы создаем себе сами, например, включая МР3-плееры и разговаривая по телефону. Причем этот фактор воздействия на слух и здоровье не менее опасен, чем громыхающий поезд. Дело в том, что обычно мы получаем звуковые колебания в виде сферической волны, они обрабатываются наружным, средним ухом и проводящей системой внутреннего уха. А когда в ухе наушник, то человек получает продольную звуковую волну без всякого фильтра. В результате появляются сначала функциональные изменения слуха, а затем и органические. Всем горожанам без исключения специалисты рекомендуют реже пользоваться наушниками, но если все-таки вы это делаете, то ограничьте себя часом в день. Для этого лучше приобрести качественную гарнитуру, которая обеспечивает хорошую звукоизоляцию от внешнего шума (выше 85 дБ включать не стоит).

Коварны не только наушники, но и прочие современные гаджеты. Так, во время работы на компьютере напрягается зрительный анализатор, а поскольку он связан со слуховым, то страдают в итоге оба. Результат — утомление, а затем и дегенерация слуха... Похожий эффект возникает при слишком активном пользовании мобильными телефонами — неионизирующее облучение, то есть воздействие электромагнитного излучения действует примерно по той же схеме.

Насколько все это на самом деле влияет на конкретного человека и не преувеличена ли опасность? Для начала — простой тест. Попросите кого-нибудь отойти на 5—6 метров и сказать что-то шепотом. Если не услышали — это сигнал, что пора обратиться к специалисту. Кстати, с марта этого года в павильоне № 5 на ВВЦ под эгидой Лиги здоровья нации открыта бесплатная общественная приемная, где можно получить консультацию квалифицированного врача-сурдолога. По статистике треть населения в больших городах страдает нарушениями слуха, просто некоторые это не сразу осознают. Только за последние 10 лет тугоухих в стране стало на 2 миллиона больше, причем основная их часть — горожане.

И если теперь понятно, кто в этом виноват, то остается вопрос, что делать. Ответ все специалисты дают примерно одинаковый: если рядом с вашим домом идет стройка, пользуйтесь мягкими вкладышами (берушами) — это снижает нагрузку. Нужно пользоваться любой возможностью, чтобы давать отдых своим ушам: не включать музыку на полную мощность, хотя бы на пару часов в день вообще отказаться от телевизора и радио. В конце концов, не кричать друг на друга. Ну и иногда все-таки выбираться в деревню, к тетке, в глушь... Послушать тишину.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера