Архив   Авторы  
Профессору Гарласчелли (справа) удалось доказать, что образ вполне можно воспроизвести подручными средствами

Спас рукотворный
Парадокс

Итальянский ученый уверяет, что ему удалось создать абсолютную копию Туринской плащаницы




 

Одна из главных теологических загадок - подтверждает ли Туринская плащаница факт земной жизни и крестных мук Иисуса Христа - обрастает новыми интригами. По словам профессора органической химии Луиджи Гарласчелли из университета в итальянской Павии, ему удалось то, что прежде не удавалось никому. Заручившись поддержкой итальянской ассоциации атеистов и агностиков, которая профинансировала его изыскания, Гарласчелли якобы нашел механизм воспроизведения человеческого облика на полотне и получил результат, идентичный оригиналу. Изюминкой эксперимента стало то, что ученый применял те материалы и знания, которые были доступны жителю Средневековья. А значит, полку скептиков, уверяющих, что Туринская плащаница - искусная подделка, прибыло. Впрочем, на смену одним вопросам сразу пришли другие: а не является ли открытие синьора Гарласчелли искусной мистификацией?

Дедовским способом

В 1988 году представителям трех независимых лабораторий в Оксфорде, Цюрихе и Аризоне с благословения Святого престола выдали по фрагменту полотна с целью определить возраст плащаницы. Результаты всех трех радиоуглеродных анализов показали, что ткань относится не к началу нашей христианской эры, а к XIV веку. Но скептики так и не смогли ответить на главный вопрос: каким образом человеческое тело могло с такой точностью отпечататься на ткани. В ход шли всевозможные гипотезы - от живописной имитации изображения Спасителя до мощной вспышки радиационного излучения, исходившей от тела, которое было завернуто в плащаницу. Увы, ни у одной из них не нашлось экспериментальных доказательств. И тут на горизонте возник итальянский химик Луиджи Гарласчелли. Чтобы создать копию плащаницы, ему, по его словам, понадобилась всего одна неделя манипуляций с тканью, чему, правда, предшествовали два года подготовительных тестов.

"Мы решили исходить из самого простого варианта, согласно которому изображение, возникшее на ткани, стало результатом химического травления целлюлозы в льняных волокнах, - объяснил "Итогам" профессор Гарласчелли. - Это разрушение вполне могло быть вызвано химически активными примесями, содержащимися в охре, которую активно использовали художники эпохи Средневековья. За годы существования плащаницы сам пигмент мог полностью исчезнуть, оставив в качестве напоминания о себе лишь измененную структуру волокон по всему рисунку".

Во время эксперимента добровольца накрыли куском льняного полотна. В местах, где ткань соприкасалась с телом, ее как следует натерли охрой. Полученную картинку уже пришлось дорабатывать вручную - в том числе отметить раны, следы которых четко видны на оригинале. "Сложности возникли только с лицом, - говорит Гарласчелли. - Простая калька с лица добровольца необходимого эффекта не давала, поэтому пришлось подготовить барельеф и снять слепок с него".

Натертую охрой заготовку подвергли термической обработке, поместив в духовую печь. Потом пигмент смыли, но изображение осталось, причем по своим характеристикам оно полностью напоминало отпечаток с оригинальной плащаницы. Кстати, в охре, которую итальянский профессор использовал в эксперименте, содержались кислотные примеси, что помогло визуально "состарить" полотно и изображение на нем. Для полноты картины Гарласчелли "украсил" свой новодел пятнами крови, водяными разводами, а также прожег в тех же местах, где был поврежден оригинал во время пожара в XVI веке. В результате получились погребальные пелены, которым можно дать несколько сотен лет. Конечно, проверки углеродом С14, с помощью которого ученые и датируют предметы старины, он не выдержит. Но в эпоху Средневековья этого метода еще никто не знал, так что искусную фальшивку вполне можно было выдать за подлинник.

Сила искусства

В своем исследовании Гарласчелли акцентирует внимание на том, что охра могла иметься в распоряжении любого мастера, работающего с красками. "Для меня самым интересным было провести эксперимент, - говорит химик, - остальное уже решать не мне, а историкам. Но, на мой взгляд, такую работу мог проделать лишь настоящий художник, не первый год работающий с красками и знающий сильные и слабые стороны каждой из них".

Памятуя о духе того времени, можно предположить, что подделать святыню мог лишь тот человек, который чувствовал за собой покровительство сильных мира сего. Для поклонников теории тайных обществ выводы итальянского профессора можно считать настоящим подарком, ведь история явления миру Туринской плащаницы определенным образом связана с историей ордена тамплиеров.

Во многих письменных источниках есть указания на то, что полотно, которым обернули тело Иисуса и которое сохранило его облик, хранилось в сокровищнице этого мистического ордена, а сами его представители поклонялись плащанице. В их символике встречается образ мужчины с бородой, похожего на каноническое изображение Христа, но только без нимба - точно как на плащанице. Подобные изображения, например, были обнаружены в английском Темплкомбе в здании, принадлежавшем тамплиерам. Некоторые ученые, основываясь на этом факте, выдвинули предположение, что авторы рисунков копировали именно плащаницу.

На это обратил внимание английский исследователь Йен Уислон. В своей книге, изданной в 1978 году, он, опираясь на письменные источники, доказывает, что к французской семье Шарне, открывшей миру Туринскую плащаницу в ХIV веке, реликвия могла попасть именно от рыцарей ордена Храма. Дело в том, что один из представителей семейства был прецептором ордена тамплиеров в Нормандии и вполне мог быть хранителем святыни ( в 1314 году он, правда, был сожжен как еретик).

"Увы, исследование Уислона оставляет открытым вопрос о подлинности плащаницы, - уверяет профессор истории средневековой Европы университета Ридинга Малькольм Барбер, - в распоряжении французов мог оказаться как подлинник, так и искусная копия, выполненная по заказу тамплиеров". "Штамповка святынь в Средневековье была общим местом, - говорит писатель Александр Никонов, - по всей Европе в церквях можно было увидеть и головы петуха, который кукарекал, когда Петр отрекся от Христа, и сено из яслей, где он был рожден, и хвост осла, на котором въезжал в Иерусалим. Плащаница относится к их числу. Просто каким-то образом вышло так, что именно вокруг нее возникло множество слухов, которые с годами разрослись до вселенского масштаба".

Тем не менее открытие Гарласчелли не дает ответов на главные вопросы. А их остается масса. К примеру, как получилось, что материал, из которого соткана плащаница, абсолютно идентичен тканям, изготовлявшимся в I веке нашей эры в Палестине - и по происхождению волокон, и по технике кручения нити? Как объяснить едва заметное глазу изображение редчайших монет времен прокуратора Понтия Пилата, отпечатавшееся на ткани? Откуда на плащанице появилась пыльца реликтовых растений, произраставших в I в. н. э. исключительно в окрестностях Иерусалима?

И еще: где гарантия, что итальянец, щедро профинансированный атеистами и агностиками, не подогнал свои выкладки под пожелания спонсоров? Так что для чистоты эксперимента опыт должен быть повторен несколько раз в независимых лабораториях. Готов ли к этому синьор Гарласчелли?

Есть мнение

Методы воздействия

Владимир Василик, дьякон храма Святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге:

- Для того чтобы выстраивать теорию, необходимо опираться на некоторые аксиомы. Для меня аксиома, что это действительно та плащаница, в которую было завернуто тело Христа после распятия. На это указывают прямые и косвенные факты. Человек, который был завернут в плащаницу, принадлежит к семитскому типу. Чувствуется, что он занимался физическим трудом: правое плечо выглядит более разработанным, нежели левое. Это типично для плотника или каменщика. Этот человек претерпел абсолютно те же пытки и страдания, что и Иисус из Назарета. Мы можем определить, что он подвергся бичеванию: на ткани плащаницы заметны следы кровоподтеков, которые присутствуют на груди и спине. Сохранились следы ран от гвоздей, причем верифицированные медицинской наукой. Мы знаем, что тело Христа было погребено с ароматами. На плащанице найдены их следы, причем известный ботаник Макс Фрай исследовал пыльцу и пришел к выводу, что она относится к растениям, произрастающим исключительно в Палестине.

Александр Беляков, директор Российского центра Туринской плащаницы:

- Сама структура ткани Туринской плащаницы изменилась, словно под воздействием огня или другого источника энергии. Возможно, этим источником было некое излучение, исходившее от тела, завернутого в ткань. На ней, по сути, имеется ожог, похожий на тот, который остается на скатерти, если на ней оставить горячий утюг. Единственное - рисунок не прожигает ткань насквозь. Этот ожог, который создал рисунок на плащанице, находится только в поверхностном слое. Получилось нечто наподобие эффекта гравировки.

Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга:

- Ученые сделали все, что могли. Они доказали, что плащаница - подделка и что она была именно нарисована, а не нанесена неким загадочным способом. Кто мог это сделать и какие цели он преследовал - загадка, на которую хотелось бы получить ответ. Но это уже работа для историков.


Владимир Крючков

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера