Архив   Авторы  

Высокие отношения
Политика и экономикаГлавная тема

Саммит "большой двойки" в Москве явно затмил встречу "восьмерки", испытывающей кризис формата












 

"Поколения американцев и россиян унаследовали мощь, способную уничтожить целые государства, и понимание того, что подобное могущество угрожает гибелью им самим". Это высказывание Барака Обамы во время его визита в Москву отражает суть российско-американских отношений, которую вряд ли способны изменить быстро меняющиеся нюансы международной политики. И по сравнению с такими "простыми истинами" меркнут любые декларации саммитов в многостороннем формате. Недаром начавшаяся днем позже "восьмерка" приветствовала договоренности лидеров России и США о сокращении ядерных вооружений: в собственном арсенале у разросшегося почти до ООН "клуба" мировых лидеров таких достижений нет.

Формат "восьмерки" пребывает в таких же руинах, как и принявший ее итальянский город Аквила. Со всеми приглашенными лидерами "посторонних" держав саммит превратился в "тридцатку", да еще с солидным довеском из руководителей десятка наднациональных организаций, что неизбежно сказывается и на его эффективности. Глобальный ответ современным вызовам - кризису, терроризму, распространению оружия массового поражения - превращается в набор мало к чему обязывающих деклараций.

На авансцену мировой политики уверенно возвращается старый добрый двусторонний формат, устанавливающий правила игры между ведущими странами. При этом, как показал визит президента США в Москву, главной интригой остается поиск баланса сил между Америкой и Россией.

Pax Obama

"В реальности мир не так рационален, как на бумаге", - Барак Обама несколько раз повторил это высказывание студента Российской экономической школы, выступая перед ее выпускниками. Попытка упорядочить хаос - это в общем-то то, чем и призваны заниматься политики, претендующие на роль мировых лидеров. Нынешний президент США усердно старается справиться с такой миссией. И чтобы донести свое послание, предпочитает именно двусторонний формат. Он "бьет по штабам" и выступает с глобальными инициативами в ключевых точках мира, обращаясь к разным целевым аудиториям. Европе о своем видении миропорядка Обама доложил в Праге, исламскому миру - в Каире, россиянам - в Москве. Причем интеллектуальный натиск шел по нарастающей. В российской столице американский лидер высказал, пожалуй, исчерпывающие аргументы в поддержку той модели, которая, по его мнению, должна прийти на смену холодной войне.

В целом это то, что в политологических кругах принято называть Pax Americana, своеобразными Соединенными Штатами Мира, устроенными по образу и подобию США. Мир, где, по мнению Обамы, женщина из индийского Бангалора с компьютером и доступом к Интернету способна на равных конкурировать с кем угодно, в том числе и в развитых странах. Мир в общем-то крайне симпатичный, если не вдаваться в детали. Вдаваться, однако, приходится. И тогда выясняется, что противоречия между ведущими державами остаются. "Большая игра", сдать которую в архив призывает новый американский президент, по-прежнему идет, диктуя свои жесткие правила.

Московский дебют Обамы продемонстрировал это со всей очевидностью.

Право слово, с прежней, республиканской администрацией США российскому руководству было проще. Не зря, видимо, накануне встречи с Обамой премьер Владимир Путин в поздравительной телеграмме по случаю 63-летия Джорджа Буша отметил открытость и искренность экс-президента. Американские консерваторы с их старомодной прямолинейностью и приверженностью к жесткому отстаиванию национальных интересов - более удобные партнеры.

Другое дело демократы. Обама и в отсутствие госсекретаря Хиллари Клинтон способен выступить с мощной внешнеполитической программой. Адекватный ответ на нее Москва, похоже, еще только готовит. Программа-минимум - отстоять свои позиции на постсоветском пространстве, добившись от США признания того, что Россия может иметь отличную от американской модель глобализации и посткризисного устройства по крайней мере своего ближайшего окружения.

Сумма всех страхов

Холодная война, конечно, ушла в прошлое, но "большая двойка" продолжает задавать тон в сфере международной безопасности. Поэтому трудно переоценить рамочный меморандум по ядерному разоружению, параметры которого, если верить источникам в Кремле и МИДе, были согласованы буквально в последние часы перед встречей. Наши страны обозначили новое "равновесие страха" - установленное число ядерных боеголовок и средств их доставки у обеих сторон. Согласно подписанному в Москве документу "Совместное понимание..." новое соглашение по СНВ оставит у России и Америки по 1500-1675 зарядов и 500-1000 стратегических носителей, что в разы меньше уровней, закрепленных договором СНВ-1, но по-прежнему гарантирует взаимное уничтожение.

Иначе и быть не могло. Полный отказ от ядерного оружия, к которому в прин­ципе призывает президент США, безусловно, морально оправдан. Но согласиться с ним в условиях современных угроз не готова не только Россия, но и сама Америка. Так что тут мы совпадаем. Вопрос о размещении американских ПРО в Европе также не выглядит безнадежным. В подписанном в Москве меморандуме говорится об учете взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений, на чем настаивает Россия. Что-что, а разоружаться у наших стран всегда получалось лучшего прочего. Даже на пике холодной войны непреодолимых проблем с этим не было.

Впрочем, главное тут вовсе не в арифметической "сумме всех страхов" и даже не в сроках подписания нового договора по СНВ. Ведь этот документ по сути не имеет прикладного значения: мало кто всерьез думает о реальности вооруженного конфликта между ведущими ядерными державами. Смысл в другом: это своего рода рукопожатие после ссоры и сигнал по поводу того, от кого именно зависят судьбы мира.

Излишний оптимизм тут, конечно, неуместен. "Думать, что движение вперед будет простым, означало бы вводить себя в заблуждение: наши интересы порой в явном или в подспудном противоречии, - говорит помощник президента России Сергей Приходько. - Но главное, какой из этого сделать вывод: работать над расширением взаимопонимания или сосредоточиваться на отстаивании собственной позиции. Мы ощущаем желание американской администрации идти по первому сценарию".

Что и говорить, "любимых мозолей" в российско-американских отношениях действительно немало. Ясно, что американцы не скоро согласятся с российским решением признать Абхазию и Осетию. Но разногласия с Кремлем не помешали Обаме приехать в Москву, договариваться по ПРО, восстанавливать двустороннюю комиссию по торгово-экономическим связям, транзиту через российскую территорию американских военных грузов в Афганистан... Последнее, кстати, наглядно свидетельствует о степени доверия: по большому счету такое возможно лишь между союзниками.

Или, к примеру, вопрос о приеме Украины и Грузии в НАТО. Администрация Обамы подтверждает, что двери альянса для всех открыты, в том числе для Киева, Тбилиси и даже для самой Москвы. Но по словам компетентного источника в Кремле, торопиться с этим в Вашингтоне не намерены. А ведь еще пару лет назад американцы чуть ли не за уши тянули Украину и Грузию в НАТО.

Похоже, Москва как минимум получила фору во времени для того, чтобы уладить отношения с соседями. Судя по всему, администрация Обамы не особо страдает миссионерскими комплексами, да и экономический кризис заметно урезал амбиции. Лишних ресурсов для проведения прежней политики у американцев нет, и они ищут дееспособных партнеров, с тем чтобы как можно эффективнее и экономнее решить важнейшие для себя проблемы. И без России в этом плане Америке никак не обойтись.

"Так же, как ни одна страна не может отгородиться стеной от последствий глобального кризиса, ни одно государство не может служить единственной силой глобального роста". Признание - особенно значимое в устах лидера страны, признаваемой многими единственной сверхдержавой. Для выхода из рецессии Америке нужны союзники. Вопрос в том, на каких международных площадках может создаваться такой антикризисный союз. "Восьмерка", даже в расширенном до "двадцатки", а то и "тридцатки" формате, вряд ли на эту роль подходит.

Кризис сближает

По большому счету самым крупным успехом нынешнего саммита в Аквиле стало то, что все остались живы и здоровы. В корпусах ВИП-гостей форума круглосуточно работали мониторы уровня сейсмической активности. Обошлось...

К успехам помельче можно отнести договоренность готовить собственные стратегии выхода из кризиса и как минимум не увеличивать пакеты антикризисных мер, а то и потихоньку их сворачивать. Правда, во мнениях о том, когда кризис пойдет на убыль, лидеры разошлись. Нынешнее же самочувствие мировой экономики G8 оценила уклончиво. По словам Дмитрия Медведева, "все отметили определенный оптимистический момент в восстановлении экономик, но в то же время абсолютно у всех звучала одна простая мысль: расслабляться нельзя". При этом львиная доля итоговой декларации по мировой экономике либо дублирует решения лондонской "двадцатки", либо декларирует верность взятому ею курсу.

По мнению Дмитрия Медведева, для продолжения эффективной деятельности "восьмерки" необходимо "реформирование самого сознания, отказ от стереотипов, которые доминировали в истеблишменте в последние годы". Этот форум, считает президент, должен сосредоточиться на укреплении правовой базы международного сотрудничества, "на реформировании и создании в случае необходимости новых финансовых институтов, новых инструментов, которые будут обеспечивать долгосрочное развитие и коррекцию макроэкономической политики".

Практические же прорывы, судя по всему, возможны лишь в рамках "больших двоек". И прежде всего в отношениях ведущей экономики мира - американской - с ее ключевыми партнерами. В этом смысле проблем (как и перспектив) больше всего в российско-американском диалоге. Дело в том, что Россия остается единственной крупной страной, до сих пор не включенной в тот самый Pax Americana. Прежде всего в его экономической ипостаси. "Большая игра" сегодня ведется главным образом на поле торговли, инвестиций, конкурентоспособности национальных бизнес-моделей. И этим темам на московском саммите было отведено, пожалуй, ключевое место.

Интрига номер один. С месяц назад Москва, по сути, бросила вызов американской модели общего рынка, вознамерившись вступать в ВТО союзно с Белоруссией и Казахстаном. Запад взял паузу, а затем ответил устами министра торговли США Гэри Лока: вступление в организацию целым Таможенным союзом "невыполнимо". В свою очередь, также выдержав паузу, Дмитрий Медведев заявил в Аквиле, что Россия может вернуться к сценарию вступления в качестве суверенного государства.

Так или иначе, и Западу, и России придется искать новые форматы торгового сотрудничества. Наше невступление в ВТО нисколько не помешало, к примеру, корпорации Boeing объявить программу многомиллиардных инвестиций. Об этом же заявили и прочие ведущие американские компании.

Интрига номер два скорее относится к разряду курьезов. На российско-американском деловом форуме Барак Обама заявил, что администрация США объявляет своим приоритетом отмену поправки Джексона - Вэника, де-юре ограничивающей взаимную торговлю. Мало того, что де-факто все последние президенты США ежегодно приостанавливали ее действие, так еще и сама причина введения этой нормы сегодня смотрится анекдотично. О чем на московском форуме и напомнил президент РСПП Александр Шохин. Поправка, как известно, была принята в связи с препятствиями эмиграции евреев из СССР. Но сейчас-то у России и Израиля вообще безвизовый режим...

...И еще один сюжет философского свойства. В российских и западных СМИ в эти дни много спорили, произошла все-таки у России и Америки "перезагрузка" или нет. Так вот, есть сведения, что кое-кто с российской и американской стороны за время московского саммита точно осуществил ее по полной программе. Пришедших послушать президента США в Гостиный Двор проверяли службы безопасности обеих стран. Привлекли и экспертов со спецсобаками. Но по обыкновению серьезные животные, завидев друг друга, тут же забыли о "клиентах" и начали знакомство, на глазах переросшее в дружбу.

Почти как у классика: двое в лодке, не считая собак...

Москва - Аквила - Москва

С одной стороны

Красная линия

Свой взгляд на будущее российско-американских отношений "Итогам" изложил постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин:

- Нынешнее состояние российско-американских отношений отличается от ситуации августа - сентября прошлого года, как день от ночи. Тогда разговор между Вашингтоном и Москвой даже по телефону шел исключительно на повышенных тонах. Но если говорить о том, как в принципе могло бы сложиться сотрудничество между Россией и США, то мы, конечно, далеки от идеала. Ведь державы могут договориться о том, чтобы в его основу легла сфера совпадающих интересов. Разговор вполне может идти в такой, например, тональности: да, мы действительно не понимаем друг друга по каким-то вопросам, но ничего страшного в этом нет, и это не мешает нам двигаться дальше. Это возможно лишь в том случае, если США и Россия станут стратегическими экономическими партнерами, а не только будут совместно нести бремя ответственности за сохранение стабильности в мире в целом.

Конечно, надо договариваться по вопросам безопасности, ядерного нераспространения, разрешения международных конфликтов. Но этого крайне мало для того, чтобы стать партнерами. Партнеры - это те, у кого уровень капитализации экономических и политических отношений таков, что им жалко ими рисковать. Такого пока нет.

Что же касается совпадающих интересов, то это, во-первых, недопущение расползания оружия массового поражения. Речь прежде всего об Иране и Северной Корее. Во-вторых, антитеррор: религиозный фундаменталистский экстремизм направлен и против России, и против Запада. Общей "поляной" является проблема сокращения термоядерного противостояния между Россией и США. От холодных войн нам достался избыток средств взаимного уничтожения, который никому совершенно не нужен, так как оружие требует пригляда, модернизации и многого другого. А надо его ровно столько, чтобы оно оставалось политическим оружием, но никак не средством уничтожения.

И о нестыковках. Прежде всего это упорное нежелание США применить к нам те же стандарты, которые они применяют к себе и своим союзникам. Американцы считают, например,что есть безопасность первого сорта - натовская, и безопасность второго уровня, которой можно рисковать, - это наша безопасность. США упорно не хотят признать за Россией ее так называемые привилегированные отношения со странами ближнего окружения. Американцы, мол, против "красных линий" в Европе. При этом сами считают весь мир сферой своего влияния. Уточню лишь, что под сферой своего влияния мы подразумеваем обеспечение безопасности России за пределами ее границ. Это нормальное явление для современного мира.

Еще есть тема Южного Кавказа - это события в Грузии, признание Абхазии и Южной Осетии. И, наконец, американцы убеждают ЕС ни в коем случае не прогибаться под нашими планами по универсификации поставок энергоносителей. То есть они против "красных линий", но сами же по сути и рисуют их для своих партнеров в отношениях с нами.


Валерия Сычева

С другой стороны

Два мира - два подхода

Свой взгляд на ситуацию "Итогам" изложил Дэвид Саттер, эксперт вашингтонского Института Хадсона, автор книг "Время бреда: Упадок и развал СССР" и "Тьма на рассвете: Подъем российского криминального государства":

- Прогнозирование состояния взаимоотношений между США и Россией даже в краткосрочной перспективе представляется делом трудным. И причина не столько в самой их хрупкости, сколько в том, что они определяются умонастроением и позициями российского руководства. Например, мне кажется, что главным пунктом "перезагрузки" отношений, на которую вроде бы обе страны согласились, должен стать диалог. Но действительно продуктивным он может стать, когда вовлеченные в него люди опираются на схожую базу принципов и оценок реальности, чего в данном случае нет. Эта одна сторона вопроса. С другой, на мой взгляд, некий общий фундамент для улучшения двусторонних связей есть, и он лежит в той сфере, которую кремлевские политики и идеологи любят определять термином "геополитические интересы".

У США и России три блока совпадающих геополитических интересов. Один - это контроль над исламским экстремизмом. Второй - предотвращение распространения ядерного оружия. И, наконец, необходимость уравновешивания растущей мощи Китая. Россия не заинтересована в расползании ядерного оружия. Явно не к ее выгоде чрезмерное и несбалансированное усиление КНР на евразийском континенте. И уж тем более не в ее интересах допускать наращивание силы религиозными исламскими фанатиками вдоль ее границ. Понимание этого может создать благоприятные предпосылки для прогресса в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

Но здесь опять возникает опасность влияния различий в базовых подходах и духовных ценностях. Интересы всей страны необязательно могут совпадать с интересами той группы людей, которая правит нынешней Россией. Разговоры о либерализации при президенте Медведеве пока оказываются пустыми словами. Он сам - креатура Владимира Путина и действует по согласованному между ними сценарию. Прошлогодняя война с Грузией показала это ярче всего.

Кроме того, одно громкое политическое убийство следует за другим. И как в этой ситуации мы можем исключать, что режим от выборочного террора против оппонентов в политике и СМИ не перейдет к более широкому террору, особенно если экономическое положение будет ухудшаться?

Мне лично кажется, что самая большая проблема в отношениях Москвы и Вашингтона - это стремление Кремля создать сферу своего привилегированного влияния на бывшие советские республики. Это служит дополнительным источником непонимания и недоверия. С учетом тех импульсов, которые исходят из Кремля, рассчитывать на серьезную позитивную подвижку в американо-российских отношениях мне трудно. Но это не значит, что прогресс невозможен. Давайте надеяться на лучшее.

Вашингтон


Николай Зимин

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера