Архив   Авторы  

Канадский нападающий
ДелоПрофиль

В нынешней схватке за Opel личные ставки ни для кого так не высоки, как для владельца канадской корпорации Magna International Фрэнка Стронаха




 

В принципе у 76-летнего мультимиллионера-эксцентрика есть все основания считать себя счастливым. Он – один из богатейших людей Канады. Его главное детище – в числе самых крупных в мире производителей комплектующих изделий и запчастей для автомобилей. 326 единиц производственных мощностей, инженерных и торговых центров Magna разбросаны по 25 странам Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Двери, сиденья, электроника, топливные системы и сотни других наименований – это Magna. Клиентами Стронаха являются практически все мировые автопроизводители. Два года назад компания вступила в альянс с "Русскими машинами" Олега Дерипаски. Правда, уже через год из-за кризиса российский олигарх вышел из инвестиций Magna, которую, впрочем, мировые экономические неурядицы сильно не затронули. Даже в неблагоприятном 2008 году выручка корпорации составила около 24 миллиардов долларов, а чистая прибыль – 71 миллион. Минимум на 40 миллионов возросло и личное состояние Стронаха, приблизившись к миллиарду.

И тем не менее богач не испытывает чувства удовлетворения. Он уже давно стремится создать автомобильное производство полного цикла под собственным брендом. В 2007 году Стронах пытался купить американский Chrysler, но безуспешно. С учетом того, что 6 сентября ему стукнет 77, можно понять его настойчивость в деле с Opel. В своем роде это стремление пропеть свою лебединую песнь в бизнесе и жизни. Причем наполовину по-русски: претензии на германскую ветвь обанкротившегося концерна GM канадский магнат предъявляет в консорциуме со Сбербанком и "Группой ГАЗ".

Как Франц стал Фрэнком

В случае успеха сделки она станет самой большой в истории Magna и укрепит репутацию Стронаха как амбициозного и удачливого предпринимателя мирового масштаба. Кроме того, это вернет Стронаха к его европейским корням.

Дело в том, что Франц Строзак родился в 1932 году в Австрии, в деревне Клайнземмеринг, что в Штирии. Фрэнком Стронахом он стал уже в Канаде, куда эмигрировал из разоренного войной отечества 22- летним парнем с несколькими долларами в кармане и небольшим чемоданом с инструментами. Он до сих пор вспоминает добрым словом свою мать, которая когда-то настояла, чтобы подросток научился ремеслу механика у местного умельца. Помыкавшись на временных работах и подучившись языку, сын убежденного австрийского коммуниста уже в 1956 году, в 24 года, на сэкономленные гроши начал свое первое дело – в старом автогараже в Торонто. Поскольку он там же и спал, его мастерская работала круглосуточно и достаточно успешно.

Во всяком случае появление Стронаха в родных местах в 1960 году произвело неизгладимое впечатление. Безразмерный Pontiac Parisienne, который он морем отправил в Гавр, чтобы потом появиться во всей красе и блеске перед земляками, с трудом передвигался по узким местным дорогам. Да разве в этом дело! Кто же мог устоять перед таким завидным женихом, который вскоре положил глаз на дочь преуспевающего торговца мебелью Эльфриде Залмуттер."Мы хотим показать миру, - скажет он сам позднее, - что независимо от того, где вы родились и насколько бедны сейчас, вы можете преуспеть в жизни".

Автомастерская со временем превратилась в производство мелких деталей. А в 1969 году его фирма Multimatic Investments получила действительно значимый заказ - изготовление 300 тысяч кронштейнов для крепления противосолнечных козырьков в автомобилях GM - и произошло слияние с компанией Magna Electronics. Ну а в 1973 году родилось имя Magna International.

В последующие десятилетия через серию слияний и поглощений она превратилась в значимого игрока всемирного автомобильного бизнеса. "С более чем 6000 производственных линий, - утверждает биограф Стронаха канадский автор Уэйн Лилли (Wayne Lilley. Magna Cum Laude, 2006), - Magna является наиболее диверсифицированной компанией на планете по изготовлению автомобильных комплектующих блоков".

Сам себе король

Преуспевание Magna специалисты объясняют двумя группами причин. Одну можно отнести к разряду технологических. "Приемлемо только совершенство" - эта установка всегда была истинным кредо Стронаха. "Качество продукции в сочетании с гибкостью и стремлением удовлетворить самые разнообразные потребности клиента, дополненные относительно умеренными ценами, изначально были решающими характеристиками, о которых Стронах неустанно печется" - так формулирует это писатель Уэйн Лилли. Лозунг "Лучшие продукты по лучшей цене" остается официальным слоганом корпорации. В этот ряд можно поставить также наличие многих собственных разработок по усовершенствованию дизайна комплектующих частей и практически безвозмездное их предложение заказчику.

Другой набор подходов подпадает под определение заботы о человеке. Сын австрийского коммуниста видит в "свободном капиталистическом предпринимательстве" отдельные изъяны. В то же время он не приемлет социализм, который "душит индивидуальное начало". Поэтому Стронах соединяет на своих предприятиях черты того и другого. Практически все его работники являются держателями пакетов акций. Причем, поскольку предприятия у него небольшие, что тоже составляет особенность его видения производства, выплаты за успешную работу видны грубо и зримо. Железное правило: на платежи по акциям выделяется 10 процентов всей прибыли еще до уплаты налогов. За ценного служащего он готов бороться до последнего - в зависимости от ситуации, то предлагая увеличить зарплату, то внося капитал в дело, если кто-то хочет пуститься в самостоятельное плавание. Для своих рабочих он строит спортивные площадки, бассейны, поля для гольфа, дома отдыха и детские сады.

Взамен же требует тоже немало - полной лояльности и вере ему на слово. На его предприятиях нет профсоюзов. Он не терпит, когда ему начинают задавать вопросы, почему на его личные счета продолжают поступать десятки миллионов долларов, хотя он уже отошел от оперативного руководства делами. В таких случаях он с акционерами не ­церемонится. Его реплики на годовых собраниях стали крылатыми. То он смиренно говорит недовольным, что никто не мешает им продать свои акции, то раздраженно бросает: "Когда мне не нравится ресторан, я там не кушаю". Ему ничего не стоит назвать себя "королем и царем". Стронах - капиталист в свое удовольствие. "Он представляет собой разновидность гения и шута в одной упаковке", - комментирует экстравагантность своего героя Уэйн Лилли.

И что удивительно - ведь мало кто от него уходит. В начале 1990-х годов случился реальный кризис. Magna балансировала на грани банкротства, больше 2 долларов за акцию никто не давал. Но их держатели уже к 2005 году прирастили свой капитал в 50 раз. За такое можно простить боссу любые штучки...

...И разные глупости

Как человек страстный и увлекающийся, с одной стороны, и никому не подконтрольный - с другой, Фрэнк Стронах, кроме длинного перечня успехов и достижений, имеет не менее долгий список просчетов, ошибок и разных глупостей. Вот, скажем, в свое время ему подарили скаковую лошадь. И он настолько погрузился в мир скачек, что накупил по всей Америке и Канаде ипподромов и ферм по выращиванию породистых лошадей. Все это оказалось в распоряжении специально созданной компании Magna Entertainment Corp., руководить которой он отрядил своего сына Эндрю.

Компания и сам Стронах получили много почетных грамот за достижения в коневодстве и кубков за победы в самых престижных скачках. Но с экономической стороны дела это был провал. Десятки миллионов долларов переводились на это баловство из других "дочек" компании, но все без толку. В марте нынешнего года Magna Entertainment Corp. объявила наконец о банкротстве.

Другая история – поддержка венского футбольного клуба "Аустрия", которым он увлекся в 1999 году. Опять же дело велось с размахом. Огромный бюджет и огромные суммы за новых игроков. Стронах даже стал президентом футбольной "бундеслиги" и на полном серьезе утверждал, что недолог час, когда Австрия из европейского футбольного аутсайдера войдет в мировую элиту. Но где элита и где Австрия?! Даже баснословные вливания в "Аустрию" не сделали команду доминирующей в лиге. Всего дважды за шесть лет клуб выигрывал национальные чемпионаты и не произвел никакого впечатления в евротурнирах. Разочаровавшись, меценат в 2005 году ушел из большого спорта.

Ничего, кроме убытков, не принесли также попытки создать собственную сеть ресторанов и дорогой глянцевый бизнес-журнал "Виста". Но, кажется, самым чувствительным для Стронаха оказался его проигрыш, когда он захотел заняться политикой. В 1988 году, будучи кандидатом от Либеральной партии, он вчистую проиграл выборы консерватору-прогрессисту Джону Коулу. Да и как можно было рассчитывать на победу, выдвигая такую программную установку: правительство и парламент распустить и передать бразды правления жюри из рядовых граждан, произвольно выбираемых компьютерами на один годовой срок.

Через какое-то время за поражение отца возьмет реванш его дочь Белинда. Не менее экстравагантная, чем отец, она, став членом парламента, затмит его в средствах массовой информации. Пройдя в депутаты от одной партии, переметнется в другую и вступит в скандальную полемику с прежним партбоссом, по совместительству ее любовником. Потом Белинду заметят в тесной компании с Биллом Клинтоном, и дело дойдет до того, что в таблоидах ее начнут именовать не иначе как "блондинкой Буббы (одно из клинтоновских прозвищ. - "Итоги")".

Opel на троих

В общем, от всех расстройств и переживаний Фрэнк Стронах как-то незаметно стал больше проводить времени не в городке Аврора, что в канадской провинции Онтарио, где находится штаб-квартира корпорации, а на родине предков. В окрестностях Вены он приобрел роскошный старинный замок.

Не упуская из виду всей ­корпорации, он особенно углубился в дела ее европейского отделения Magna Steyr. Видимо, там же он пришел к выводу о манящих перспективах российского автомобильного рынка и охотно пошел на сближение с Олегом Дерипаской и его "Русскими машинами", продав тому в 2007 году за 1,54 миллиарда долларов 20 миллионов голосующих акций Magna. Даже то, что через год эти бумаги вернулись к нему обратно, уже никто не назовет просчетом. Появились связи, которые в мире бизнеса ценятся не меньше, чем деньги. Именно поэтому, когда кризис поставил GM перед необходимостью расстаться с Opel, в числе главных претендентов всплыл на первый взгляд странноватый альянс – российский Сбербанк, Magna и "ГАЗ".

Стронах свято убежден, что очень скоро он сможет вывести обновленный Opel на прибыль и значительную часть машин будет продавать на ожившем российском рынке. На пресс-конференции Стронах заявил, что работает с GM уже полвека и что они всегда были серьезными партнерами. Другими словами, договориться, по его мнению, можно, не дураки же они сами себя лишать прибыли.

В начале прошлой недели GM получил три финальные заявки от претендентов: от альянса Magna/Сбербанк, бельгийской RHJ и китайской BAIC. Считается, что двумя основными претендентами являются Magna и RHJ, при этом германское правительство, которое выделило кредиты автокомпании, выступает в пользу первой заявки.

Согласно новому предложению, Magna вместе со Сбербанком претендуют на 55 процентов в компании и в равных долях будут ее контролировать (ранее предполагалось, что Сбербанк будет иметь 35 процентов, Magna - 20). Предложение предусматривает, что совокупный размер инвестиций в акционерный капитал Opel достигнет в дальнейшем 500 миллионов евро. В случае успеха сделки Magna обеспечит жесткое разграничение ее текущего бизнеса и бизнеса Opel.

Все решится в ближайшие дни. Впрочем, и неожиданности лично Стронаха врасплох не застанут, хотя, само собой, не обрадуют. В качестве запасного варианта он вплотную изучает возможности развертывания производства электромобилей в Канаде. Magna уже является разработчиком и производителем силовой системы для электромобилей компании Ford, одной из самых передовых на сегодняшний день. Стронах заблаговременно позаботился о приобретении всех прав на все элементы этой системы. Он считает, что уже через 6 лет доля электромобилей среди общего числа машин составит 15 процентов, а к 2020 году - и все 30. И в автомире считают вполне реальными его притязания стать крупным, а может, и крупнейшим в мире, производителем безбензиновых машин.

Не мытьем, так катаньем он хотел бы оставить после себя памятник делу всей жизни - новую, собственную автомобильную империю.

При всей любви к деньгам он часто повторяет: "Успех в жизни можно измерить только одной мерой – степенью счастья, которой ты достиг". Счастье Стронаха пока неполное.

Вашингтон

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера