Архив   Авторы  
Новый состав правительства на две трети остался прежним. Зато произошло массовое перемещение лиц из Кремля в Белый дом и в обратном направлении

Горизонталь власти
Политика и экономикаВ России

Команда Путина - Медведева перестроила ряды под решение принципиально новых задач. Главная из них - создание механизма опосредованного влияния государства на экономику

 

На минувшей неделе окончательно сформировалась новая система исполнительной власти в России. Главным итогом кадровых и структурных рокировок стало появление властной горизонтали, разместившейся в четкой системе координат: Кремль - Белый дом. Или: Белый дом - Кремль. Кому как больше нравится. Суть в том, что команда Путина - Медведева перестроила ряды под новые задачи, касающиеся прежде всего влияния государства на экономику.

Бюрократический этап построения российского капитализма, не говоря уже об олигархическом, можно считать завершенным. Судя по заявлениям самого Владимира Путина, он готов конвертировать свой политический ресурс, накопленный в предыдущие годы, в серьезные экономические преобразования. Чего стоит, например, отказ в недалекой перспективе от госрегулирования большинства тарифов или намерение снизить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль. Власть собирается влиять на экономику не аппаратным или репрессивным давлением, а более тонкими методами - совершенствуя законодательство, бюрократические процедуры и механизмы ценообразования, участвуя в бизнес-процессах не напрямую, а через госкорпорации. То есть государство сделает попытку встроиться в экономические отношения, а не выстраивать их под себя. Под эту смену приоритетов «заточена» и вся новая конструкция исполнительной власти.

Уже первое, в обновленном составе, заседание правительства показало, что и формат его работы будет существенным образом изменен. Заседания будут проходить «не реже одного раза в месяц», а все текущие вопросы - обсуждаться на президиуме в составе вице-премьеров и глав Мин-здравсоцразвития, Министерства экономического развития (МЭР), Минсельхоза, МИДа, МВД, Минобороны и Минрегиона. В каком ключе пойдут такие обсуждения, показал тон вступительного слова Путина. «Что-то не пахнет инновационным развитием», - заявил премьер по поводу сценарного прогноза экономического развития страны до 2011 года...

Кадровый ответ

В новой властной горизонтали кадры и в самом деле решают все. Симптоматичными можно считать решения о назначении двух прежних кремлевских «тяжеловесов» Игоря Шувалова и Игоря Сечина соответственно первым и просто вице-премьером. Тот факт, что прежде непубличные чиновники президентской администрации стали курировать почти весь экономический блок, говорит о многом. Власть (причем реальная, а не номинальная) становится публичной и берет на себя ответственность за принятие конкретных решений.

Игорь Сечин, считавшийся автором концепции усиления роли государства в экономике, отныне призван непосредственно руководить госсектором во всей промышленности за исключением «оборонки», оставленной в ведении еще одного вице-премьера - Сергея Иванова. Являясь главой совета директоров «Роснефти», Сечин возглавил еще и Объединенную судостроительную корпорацию. Шувалов ответственен за макроэкономику и отчасти социальную сферу. Он будет курировать вопросы управления госсобственностью, политику естественных монополий, тарифы, госинвестиции и развитие регионов.

Теперь уже не прокричишь на всю страну: мол, во всем виноват такой-то чиновник. Тандем Путин - Медведев и вся их команда отныне в ответе за все. При этом полномочия многих вице-премьеров и министров пересекаются. При всех издержках такой модели существует и немалый плюс: возникает система коллективной ответственности за принимаемые решения. Скажем, работу главы новосозданного Министерства промышленности и торговли Виктора Христенко курируют сразу три заместителя председателя правительства - Шувалов, Сечин и Иванов. За продовольственную безопасность отвечают и первый вице-премьер Виктор Зубков, и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, продолжающий определять денежно-кредитную и бюджетную политику, будет пересекаться буквально со всеми вице-премьерами и многими министрами. Следовательно, каждое принципиальное решение будет согласовываться на всех уровнях, а на-гора выдаваться общее мнение правящей команды. Этот фактор компенсирует опасность того, что воссозданные отраслевые ведомства (типа Министерства энергетики) примутся без удержу рулить профильным бизнесом.

Сдержки и противовесы

Можно считать снятым с повестки дня и вопрос об опасности формирования двух центров власти. После утверждения новой структуры и состава правительства, а также назначений в кремлевской администрации большинство экспертов сошлись во мнении, что первый президентский срок Дмитрия Медведева одновременно является «третьим сроком» Владимира Путина. Кадровые изменения проведены настолько ювелирно, что разные группы властной элиты оказались прочно переплетены друг с другом.

Не исключено, что назначения в силовом блоке - например, перевод бывшего директора ФСБ Николая Патрушева на пост секретаря Совбеза - связаны с желанием Путина и Медведева продемонстрировать, что при их тандеме никто (даже самые верные соратники) не может рассчитывать на монополизацию руководящего кресла. Как и то, что будут пресекаться любые межведомственные склоки. Да и все прочие назначения как в правительстве, так и в президентской администрации призваны развеять любые намеки на существование каких-то отдельных группировок во власти. Кремль и Белый дом фактически обменялись ключевыми кадрами. При этом лиц со стороны, несмотря на все разговоры об этом, практически нет, все назначенцы так или иначе тесно связаны и с Путиным, и с Медведевым.

Новый министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев долгие годы руководил протоколом бывшего президента. А министр юстиции Александр Коновалов, считающийся близким к новому президенту, более двух лет являлся полпредом бывшего президента в Приволжском федеральном округе. Экс-руководители аппаратов Кремля и Белого дома - Сергей Собянин и Сергей Нарышкин - просто поменялись местами. Помимо последнего в администрации президента появилась лишь пара новых лиц, все прочие остались на своих местах или получили повышение. Первым замом главы администрации остался Владислав Сурков, двумя заместителями стали бывший пресс-секретарь президента Алексей Громов и Александр Беглов, работавший до последнего времени помощником президента и руководителем Главного контрольного управления.

Кадровая стабильность, впрочем, не исключает того, что на каком-то этапе может произойти новый «трансферт» должностных лиц из Кремля в Белый дом или в обратном направлении. При единстве властной команды это не несет никаких политических рисков.

Помимо всего прочего новая конструкция означает, что один полюс исполнительной власти не может диктовать свою волю другой. Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что до последнего времени «правительство фактически было подведомственно Кремлю, было отделом администрации президента». Но сейчас, с учетом того, что Владимир Путин является еще и лидером «Единой России», правительство в строгом соответствии с Конституцией станет делать свое дело, президент - свое, а судебная власть, будем надеяться, - свое. Вот тогда, как заявил «Итогам» Глеб Павловский, все будет в ажуре.

Пятнадцатый пункт

Но не только «переплетением элит» отличается новая властная горизонталь. Помимо пересекающихся обязанностей, федеральные министры получили и весьма широкие полномочия. Пятнадцатый пункт указа президента о структуре федеральных органов исполнительной власти предоставляет министрам право «давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания» и «приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения». Фактически речь идет о существенной корректировке административной реформы. Трехзвенная система разграничения полномочий между министерствами, службами и агентствами, списанная один в один со структуры американской администрации, привела к тому, что в российских условиях перестал действовать принцип единоначалия. Возникала коллизия - службы и агентства не подчинялись министерствам, которые, в свою очередь, финансово зависели от своих нижестоящих структур, распределявших бюджетные деньги.

Теперь все должно быть иначе. Согласно указу президента от 12 мая упраздняются шесть федеральных агентств, а впоследствии (с 1 октября) еще два. Их функции передаются соответствующим профильным министерствам.

Насколько очередная административная реформа окажется успешной - покажет время. Ясно одно: в новой структуре власти ответственность за принимаемые решения возложена на всю команду и персонально на ее лидеров - президента и премьера. Восстановленный принцип единоначалия не оставляет возможности для списания существенных промахов и неудач на ошибки подчиненных.

В этом, пожалуй, самый серьезный изъян новой властной конструкции. В будущем руководящий тандем, вполне возможно, ожидают серьезные экономические вызовы, с которыми предстоит справляться при помощи радикальных реформ и не слишком популярных мер. Уже сегодня Россия сталкивается с высоким уровнем инфляции, растущим социальным неравенством, зашкаливающей коррупцией. В то же время благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие доходы от экспорта энергоресурсов не используются должным образом для модернизации и диверсификации экономики. Сможет ли перестроенная под задачу экономического прорыва горизонталь власти адекватно ответить на эти вызовы? Именно от ответа на этот вопрос будет зависеть ее прочность.

Новая структура органов исполнительной власти

Новая структура органов исполнительной власти

I. Федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет президент России, федеральные службы и агентства, подведомственные этим министерствам:

  • Министерство внутренних дел

  1. Федеральная миграционная служба

  • МЧС
  • Министерство иностранных дел

  1. Федеральное агентство по делам СНГ

  • Министерство обороны

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство специального строительства

  • Министерство юстиции

  1. Федеральная служба исполнения наказаний
  2. Федеральная служба судебных приставов
  3. Государственная фельдъегерская служба

  • Служба внешней разведки
  • Федеральная служба безопасности
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
  • Федеральная служба охраны
  • Главное управление специальных программ президента РФ
  • Управление делами президента РФ

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет правительство России, федеральные службы и агентства, подведомственные этим министерствам:

  • Министерство здравоохранения и социального развития

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  3. Федеральная служба по труду и занятости
  4. Федеральное медико-биологическое агентство

  • Министерство культуры

  1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
  2. Федеральное архивное агентство

  • Министерство образования и науки

  1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Федеральное агентство по науке и инновациям
  4. Федеральное агентство по образованию

  • Министерство природных ресурсов и экологии

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  4. Федеральное агентство водных ресурсов
  5. Федеральное агентство по недропользованию

  • Министерство промышленности и торговли

  1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

  • Министерство регионального развития
  • Министерство связи и массовых коммуникаций

  1. Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
  2. Федеральное агентство по информационным технологиям
  3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  4. Федеральное агентство связи

  • Министерство сельского хозяйства

    1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

    2. Федеральное агентство лесного хозяйства
    3. Федеральное агентство по рыболовству

    • Министерство спорта, туризма и молодежной политики

    1. Федеральное агентство по делам молодежи
    2. Федеральное агентство по туризму
    3. Федеральное агентство по физической культуре и спорту

    • Министерство транспорта

    1. Федеральная аэронавигационная служба
    2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    3. Федеральное агентство воздушного транспорта
    4. Федеральное дорожное агентство
    5. Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    6. Федеральное агентство морского и речного транспорта

    • Министерство финансов

    1. Федеральная налоговая служба
    2. Федеральная служба страхового надзора
    3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
    4. Федеральное казначейство

    • Министерство экономического развития

    1. Федеральная служба государственной статистики
    2. Федеральная регистрационная служба
    3. Федеральное агентство геодезии и картографии
    4. Федеральное агентство по государственным резервам
    5. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
    6. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    7. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

    • Министерство энергетики

    III. Федеральные службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет правительство России:

    1. Федеральная антимонопольная служба
    2. Федеральная таможенная служба
    3. Федеральная служба по тарифам
    4. Федеральная служба по финансовому мониторингу
    5. Федеральная служба по финансовым рынкам
    6. Федеральное космическое агентство
    7. Федеральное агентство по обустройству государственной границы
    8. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

  • Политика и экономика

    Что почем
    Те, которые...

    Общество и наука

    Телеграф
    Культурно выражаясь
    Междометия
    Спецпроект

    Дело

    Бизнес-климат
    Загранштучки

    Автомобили

    Новости
    Честно говоря

    Искусство и культура

    Спорт

    Парадокс

    Анекдоты читателей

    Анекдоты читателей
    Популярное в рубрике
    Яндекс цитирования

    Copyright © Журнал "Итоги"
    Эл. почта: itogi@7days.ru

    Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

    Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

    Партнер Рамблера