Архив   Авторы  

Большие города
Политика и экономикаВ России

"Лучший способ защиты своей территории ее последовательное и продуманное освоение", говорит губернатор Красноярского края Александр Хлопонин



 

Формирование так называемых городских агломераций - одна из ключевых тем открывшегося в Санкт-Петербурге форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России". Губернатор Красноярского края

- Александр Геннадиевич, вы отстаиваете идею создания городской агломерации в Красноярском крае. Какие задачи предполагается решить при реализации этого проекта?

- Сегодня вектор экономического развития направлен на Восток, а трудовые ресурсы страны по-прежнему двигаются на Запад. Нужно обратить вспять невыгодные для всей России миграционные процессы, а для этого создать за Уралом мощные "магниты" для притяжения человеческих ресурсов. Городская агломерация на базе столицы нашего края способна стать одним из них. Речь идет не об укрупнении Красноярска, а о принципиально новой миссии столицы края, формирующей другие стандарты жизни. Они должны проявиться в создании по-настоящему комфортной для проживания городской среды. Агломерационная политика - это политика государственного масштаба. Стране как никогда нужны проекты, способные кардинально изменить качество экономики, а следовательно, и качество жизни людей. Сейчас мы в основном занимаемся добычей и первичной переработкой сырья. Если сосредоточиться только на этом, то наиболее экономичный метод - вахтовые бригады. Тогда и строить за Уралом крупные города вовсе не обязательно. Но при таком сценарии развития опасность потерять Дальний Восток, а затем и большую часть Сибири возрастет многократно. Лучший способ защиты своей территории - ее последовательное и продуманное освоение.

- Из каких источников будет финансироваться проект?

- Он будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. Источников финансирования несколько: Федерация, край, муниципалитеты, бизнес. Но объединит их общая логика развития. Немалые средства уже заложены в федеральных программах, например в транспортной стратегии страны, а также в краевых и муниципальных.

- Опыт каких городов может представлять интерес для развития агломераций России?

- Агломерации создаются начиная с 30-х годов прошлого века. Как вполне применимую практику можно рассматривать опыт таких агломераций, как Лондон, Кейхин в Японии, Рурская область в Германии, канадский Монреаль. Если говорить о критериях, по которым стоит отбирать города, чей опыт мог бы быть полезен для нас, то нужно обращать внимание на территории с аналогичными климатическими условиями, схожей структурой экономики и географическим положением. Скажем, для Красноярска конкретный аналог найти достаточно сложно, наверное, мы можем принять в качестве ориентира канадские, американские и некоторые североевропейские города.

- Как вы оцениваете предлагаемую систему регионального планирования в России?

- Я разделяю основные положения проекта Концепции совершенствования региональной политики, разработанного Минрегионом. Правда, заявленные в нем общие подходы нуждаются в конкретизации. Например, чтобы скоординировать действия на федеральном и региональном уровне, необходимо принять закон о стратегическом планировании. Очевидно, что законодательная работа должна осуществляться поэтапно, начиная с документов федерального уровня, далее - на уровне субъектов Федерации, затем - на уровне муниципальных образований. Пока неурегулированность этих вопросов не позволяет создать действительно сбалансированную систему социально-экономического планирования. Это, в частности, касается и перспективных направлений развития Красноярского края. В региональных документах планирования выделены семь зон опережающего развития. Но в Концепцию социально-экономического развития до 2020 года, разработанную Мин­экономразвития, включены только две зоны - Красноярская агломерация и Нижнее Приангарье, а в проект Концепции совершенствования региональной политики Минрегиона вошли три зоны в нашем крае.

- Насколько совместимо плановое хозяйство с рыночной экономикой?

- Во-первых, рынок не нацелен на обеспечение общегосударственного и регионального развития. Более того, в части регионального развития рынок создает территориальные социально-экономические диспропорции. Во-вторых, в условиях глобализации и интеграции экономического пространства неплановое развитие будет иметь гораздо более серьезные последствия, чем кризисные ситуации, случавшиеся в условиях обособленности экономик отдельных стран. Кстати, уже в 20-х годах минувшего века начала складываться система национального планирования, особенно интенсивно - после кризиса 1929-1932 годов и в первые послевоенные годы. Например, во Франции проект, названный по имени основателя французской системы планирования "планом Моне", был принят в 1947 году. В Японии первый общегосударственный план реализовывался в 1956-1960 годах. Сегодня во всех развитых странах существуют системы государственного планирования. Важнейший момент в создании аналогичной российской системы - обязательная согласованность федеральных и региональных документов с инвестиционными планами и стратегиями развития национальных корпораций, естественных монополий, инфраструктурных инвесторов. Государственные документы планирования, с одной стороны, должны учитывать перспективы развития частного бизнеса, с другой - они сами во многом будут влиять на решения потенциальных инвесторов, предоставляя им информацию о государственной политике в отношении того или иного направления деятельности, возможных льготах и ограничениях. Так, при разработке проекта программы социально-экономического развития Красноярского края до 2017 года мы учитывали инвестиционные планы крупных компаний, действующих на территории региона. Но, к сожалению, отсутствие долгосрочных федеральных стратегий развития большинства отраслей экономики и социальной сферы приводит к снижению ­качества планирования на региональном уровне.

- Как вы оцениваете инициативу по проведению форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России"?

- Она заслуживает безусловную поддержку. Форум может стать площадкой для содержательного обмена мнениями и предложениями, касающимися приоритетных направлений развития регионов как с точки зрения общефедеральных интересов, так и с точки зрения самих регионов.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера