Архив   Авторы  
На прошлой неделе в приморье прощались с погибшими на АПЛ "Нерпа". Эта трагедия стала самым серьезным инцидентом на подводных лодках с момента гибели субмарины "Курск" в 2000 году

Химия и жизнь
Политика и экономикаВ России

В трагедии на подлодке "Нерпа" виноваты заскучавший на вахте матрос и допотопные технологии

 

Ходовые испытания атомной подводной лодки "Нерпа" в Японском море закончились трагически - погибли двадцать человек, еще столько же угодили в больницу. "Убийца" был назван практически сразу - это газ фреон, используемый в системе пожаротушения субмарины. Как только лодка вернулась в расположение базы, на ее борт поднялись следователи и эксперты, которые опечатали все помещения и компьютеры и приступили к расследованию.

Лодка "Нерпа" относится к проекту 971, особенностью которого является более высокая в сравнении с аналогичными проектами автоматизация боевых и технических средств. Управление в лодках такого типа осуществляется из единого центра - с главного командного пункта (ГКП), представляющего по сути интегрированный пост энергетики и живучести. Единая система обеспечивает управление различными системами корабля, в том числе и системой объемного пожаротушения. Именно лодочная объемная химическая система пожаротушения (ЛОХ) активировала выброс фреона в отсеки, где находились люди. Всю прошлую неделю специалисты разбирались, почему это произошло, ведь пожара на борту субмарины не было.

По словам собеседника "Итогов", офицера-подводника в отставке капитана 1-го ранга Ивана Демьянова, ходившего на лодках проекта 971, система ЛОХ находится на вооружении флота более тридцати лет. Она была разработана после страшного пожара на лодке К-19 в 1972 году. Некоторое время назад систему подвергли модернизации, внедрив автоматическое срабатывание светозвуковой сигнализации при задымлении или повышении температуры в отсеке. Когда поступает сигнал о чрезвычайном происшествии в одном из отсеков лодки, то на ГКП оператор активирует подачу фреона. Такая система пожаротушения называется "Молибден". По словам Ивана Демьянова, активировать механизм можно не только с ГКП, но и из любого отсека субмарины. При этом все действия экипажа и систем лодки фиксируются блоком "Ротор" - своеобразным "черным ящиком". Изучив его, эксперты выяснили, что фреон был подан только во второй отсек, но сразу из трех 200-литровых баллонов - то есть всех резервуаров, имеющихся на борту. Это обстоятельство убедило экспертов, что систему активировали именно с блока управления ЛОХ, установленного в этом же отсеке.

Поступление убийственного фреона люди могли не заметить, некоторые просто спали. Кто успел сообразить, что происходит, воспользовался средствами индивидуальной защиты, остальные потеряли сознание и скончались от остановки дыхания. Среди пострадавших оказался и подозреваемый - некий матрос, который получил отравление, но выжил. По словам официальных представителей следствия, он уже дал признательные показания, что "от нечего делать нажимал кнопочки". Матросу предъявили обвинение по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).

Установить виновных в смерти людей, конечно, необходимо. Но проблема, как верно подметил по поводу случившегося один бывший подводник, и в другом: подводные лодки постоянно модернизируются, их начинка совершенствуется, но, как часто у нас водится, с суперсовременными технологиями могут запросто соседствовать морально устаревшие элементы - как каменные топоры пещерного человека рядом с ноутбуком. И вот именно эти архаизмы и становятся минами замедленного действия.

В данном случае архаизм - это фреон (хладон) 114В2. Известно, что он вызывает нарушения функционального состояния центральной нервной системы у человека уже в концентрации 0,22 процента. После трех минут пребывания в среде, содержащей один процент этого огнетушащего вещества, отмечается побледнение лица и замедление реакций. При концентрации в три процента человек теряет сознание через 1 минуту 40 секунд. Однажды человек, принимавший участие в спасении пострадавшего, надышавшегося фреоном 114В2, неожиданно скончался, находясь уже за пределами опасной зоны. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть наступила от остановки сердца и объяснялась повышенной индивидуальной чувствительностью к хладону 114В2.

При всем при этом и по сей день данный газ в России является основным газовым средством пожаротушения, хотя существует менее ядовитый (ПДК выше в 30 раз) хладон 13В1, но он к настоящему времени не прошел сертификацию в России.

Во всем мире еще с конца 80-х начали планомерно отказываться от использования фреона 114В2 после того, как экспертами было признано, в частности, его несомненное разрушающее воздействие на озоновый слой. Одновременно с отказом от фреона 114В2 во всем мире начался поиск его заменителя, который отвечал бы ряду требований: эффективность тушения с его помощью должна быть примерно такой же; новый газ должен быть химически чистым веществом; он не должен проводить электричество; а самое главное - он должен быть безопасен для человека.

Перспективное газообразное огнетушащее вещество было найдено и к настоящему времени зарегистрировано в США и во Франции под номером HFC 227 ea. В России новый газ зарегистрирован как хладон 227 ea. Его опытное производство открыто в научном центре "Прикладная химия". Как рассказали "Итогам" в Центре обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы МЧС России, этот хладон под названием гептафторпропан можно применять в качестве компонента смесевых хладагентов, газовых диэлектриков, в том числе и в качестве огнегасителя. Да, он не разрушает озон, однако при этом с огнем справляется менее эффективно, чем более опасный предшественник.

"Поиск замены фреону 114В2 ведется постоянно, - рассказал "Итогам" эксперт в области пожарной безопасности из Экспертно-криминалистического центра МВД РФ, - эксперименты идут один за другим. Какие-то предлагаемые хладоны лучше замедляют горение, другие - эффективнее сжигают кислород. Однако у всех у них один серьезный недостаток: снижение в хладонах концентрации токсических веществ влечет за собой снижение противопожарных свойств. Получается, что эффективнее опасной разновидности фреона еще ничего не придумано. А значит, говорить о его замене в системах подводных лодок пока не приходится".

В 2000 году в России приняли окончательное решение о прекращении производства фреона 114В2, однако использование произведенных хладонов разрешено "до их физического существования". Это означает, что накопленные запасы, а их немало, еще послужат. По оценкам специалистов, как минимум до 2010 года...

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера