Архив   Авторы  
Дмитрий Медведев потребовал, чтобы антикоррупционный пакет заработал в будущем году. Дума согласилась, но сделала исключение для деклараций членов семей чиновников

ГРЕКО-русская борьба
Политика и экономикаВ России

Депутаты сочли кризис не лучшим временем для борьбы с коррупцией - из законопроектов изъяты самые жесткие нормы по контролю за доходами чиновников


 

Бурные дебаты в Думе вокруг президентского антикоррупционного пакета не оставляли сомнений: народные избранники приняли тему близко к сердцу. Оно и понятно: взяточничество - одна из вечных бед России, о чем не устает напоминать нам международное сообщество. К тому же Дмитрий Медведев явно дал понять, что ставит борьбу с коррупцией под свой личный контроль. Тем более удивителен выданный на-гора результат. Большинство "единороссов" пошли наперекор президентской воле, выраженной в требовании, чтобы антикоррупционный пакет вступил в силу после прохождения процедуры его принятия - иными словами, с будущего года - в части, касающейся самого животрепещущего для госслужащих вопроса: подачи членами их семей деклараций о доходах и имуществе. До начала 2010 года родственникам ничего декларировать не надо. Почему? Авторы поправки дали два ответа: во-первых, кризис - не время баламутить чиновничью среду, во-вторых, нужно время, чтобы создать образцы анкет, запустить механизм контроля и т. д. Злые языки, впрочем, интерпретировали дело иначе: мол, время скорее нужно на то, чтобы переписать все нажитое с подпадающих под действие нового закона категорий родственников на тех, кто избавлен от необходимости декларировать имущество. А один из депутатов заявил "Итогам", что в Думу уже звонят граждане, докладывающие о том, как их начальство переоформляет квартиры, дачи и машины с жен и несовершеннолетних детей на родителей и взрослых отпрысков...

Сицилианская защита

Кризис внес коррективы во многие планы. В том числе и по борьбе с коррупцией. Дело не только в том, что у чиновников и без того хватает забот. Эксперты указывают, что масштабные государст­венные вливания в экономику способст­вуют росту соблазнов для тех, кто эти деньги распределяет. Зачем же пугать их самыми жесткими нормами законов? Так можно довести госаппарат до полного паралича. Госслужащие будут бояться ставить резолюции под любыми финансовыми решениями, направленными на спасение экономики. Вот справимся с кризисом, там можно и о чистоте рядов подумать.

В итоге получилось, что борьба с коррупцией, заявленная Дмитрием Медведевым в качестве чуть ли не главного государственного приоритета, вылилась в принятие Думой самой беззубой редакции антикоррупционного пакета.

Первый вариант законов, родившийся в недрах уже несуществующей межведомственной рабочей группы под руководством Виктора Иванова, был куда более жестким. В нем, в частности, присутствовало понятие "коррупционное правонарушение". В нынешней редакции его нет, так что суды будут трактовать эту норму по своему усмотрению. Там наличествовала глава о сокращении числа госслужащих, пользующихся неприкосновенностью (иммунитетом) в части привлечения их к уголовной ответственности, а список родственников, чье имущество и доходы подлежат декларированию, был шире.

Часть "зубов" законопроект растерял уже на выходе из администрации президента, а по дороге от первого до второго чтения и вовсе стал "беззубым". Так что завоевания борцов с коррупцией сводятся по большому счету к появлению самого определения коррупции, а также схемы разрешения конфликта интересов, уменьшению размера подарка, который может принимать чиновник, введению ответственности юридических лиц, появлению обязательства подавать декларации о доходах и имуществе некоторыми родственниками чиновника, упрощение порядка привлечения к ответственности лиц, обладающих иммунитетом.

Куда интереснее то, что включить в закон не удалось. Например, там так и не появилось понятие "публичное должностное лицо". Между тем как это определение позволяло привлечь к ответст­венности по коррупционным делам представителей частного сектора и руководителей госкорпораций. Сторонникам более решительных мер не удалось зафиксировать в законопроектах и норму об установлении контроля за расходами чиновников определенных рангов. Речь шла о том, чтобы в автоматическом режиме отслеживались все расходы и доходы чиновников, например, А-класса. По словам замглавы Комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова, "в Штатах, например, контролируют расходы не только своих, но и публичных лиц иностранных государств, о чем объявлено официально. Норма очень действенная, но мы от нее отказались без объяснения причин".

Не решились российские власти зафиксировать и "высшую меру" наказания юридических лиц, повинных в коррупции, - ликвидацию (в законопроекте оставлен только штраф). Хотя привлечение к ответственности юрлиц - уже нечто новое, такой нормы раньше не было. Короче оказался список родственников, обязанных подавать декларации, - в него, например, не попали родители, сестры, братья, усыновители, усыновленные и совершеннолетние дети чиновника. Наконец, с подачей деклараций о доходе и имуществе, принадлежащем супругам госслужащих и их несовершеннолетним детям, решено подождать до лучших посткризисных времен. А значит, у чиновников остается время для "маневра".

Тот факт, что ответственным за подготовку пакета ко второму чтению стал думский комитет по конституционному законодательству, возглавляемый Владимиром Плигиным, а не профильные комитеты по законодательству или безопасности, отметил возмущенный Владимир Жириновский: "Я уже ставил вопрос о том, что непрофильный комитет занимается, - вот первый признак коррупционной схемы в процессе принятия закона. Второй признак пошел: выхолостить полностью закон".

Депутаты, настроенные на более решительные действия, недосчитались в законопроектах многих норм, наличествовавших во время первого чтения. Исчез пассаж об обязанности чиновников сообщать о фактах коррупции своих коллег. Стучать теперь следует лишь в тех случаях, когда взятку предлагают лично вам. На сей факт не преминул обратить внимание все тот же Жириновский: "Вы предлагаете ему сообщать о самом себе, что он, такой глупенький мальчик, побежит: "Вы знаете, мне предлагают миллион долларов, я не хочу брать".

Словом, через угольное ушко думского механизма из более чем двух сотен поправок прошли только тридцать. За бортом осталось и предложение коммунистов ввести запрет родственникам министров занимать должности в правительстве. Не оказалось там и нормы об усилении контроля за структурой собственности коммерческой организации, заподозренной в коррупции, тогда как один из видов взятки - пакеты акций. Практически единственным серьезным достижением нового пакета стала норма, снижающая с пяти до трех тысяч рублей стоимость подарка, который может принимать чиновник. Правда, о том, сколько таких недорогих подарков госслужащему можно брать, ничего не опасаясь, в законе не сказано.

Не лучше обстоит дело и с учетом рекомендаций европейской антикоррупционной организации GRECO.

В ГРЕКОвском зале

Можно даже усомниться в правильном толковании частью "единороссов" слов президента, так как Дмитрий Медведев неоднократно выражал заинтересованность в том, чтобы повысить имидж России в той же GRECO. Недаром отчитываться в Страсбург, где находится штаб-квартира организации, накануне принятия антикоррупционного пакета ездил лично глава Минюста Александр Коновалов.

Группа государств против коррупции (GRECO) ставит целью помогать своим членам минимизировать масштабы бедствия, проводя регулярный мониторинг их законодательства и правоприменительной практики. По окончании каждого раунда проверки готовятся доклад и рекомендации. В штаб-квартире GRECO, располагающейся в новом офисе Совета Европы "Агоре", работают всего десять человек. Зато список экспертов, занимающихся мониторингом коррупционной составляющей, весьма велик. Мониторинг России, где коррупция считается чуть ли исторической и национальной особенностью, занял довольно длительное время - полтора года. Итогом работы стал доклад, чей первоначальный вариант содержал порядка тридцати рекомендаций, часть из которых была забракована российскими властями по причине фактологических или технических неточностей (например, эксперты GRECO предлагали создать в России Кодекс судейской этики, который уже существует с 2004 года). Но большинство рекомендаций оказалось по делу. Так, в частности, были высказаны предложения разработать систему мер, чтобы де-факто добиться независимости следствия и суда по делам о коррупции, уменьшить число лиц, пользующихся иммунитетами, и упростить процедуру привлечения их к ответственности. Были предложения прописать схему работы с добровольными информаторами, заняться этикой госслужащих...

С одной стороны, нынешний антикоррупционный пакет воплощает в жизнь многие рекомендации GRECO. С другой, поскольку учтено не все, организация готовит новые предложения по борьбе с коррупцией в России, которые окажутся более жесткими. И, скорее всего, они будут содержать все те меры, которые были изъяты в ходе принятия нынешних законопроектов. А потому к рассмотрению антикоррупционного пакета еще предстоит вернуться. Но, видимо, уже после того, как минует острая стадия экономического кризиса.

СО СТОРОНЫ

Триумф воли

По словам президента GRECO Драго Коса , при наличии политической воли с коррупцией можно совладать даже в такой сложной стране, как Россия.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление в процессе мониторинга коррупции России?

- На экспертов произвел впечатление высокий уровень тех, кто с ними встречался, и открытость, с которой обсуждались многие вопросы. И, конечно, то, что параллельно в России готовился большой антикоррупционный пакет - так оперативно мало кто действовал. Мы исходим из того, что после принятия рекомендаций GRECO Россия не только сама улучшит ситуацию, но и окажет благоприятное воздействие на другие страны. Главное, насколько эффективно новые меры будут претворяться в жизнь.

- А если не будут?

- Если появится ощущение, что Россия не выполняет рекомендации, то GRECO и Совет Европы начнут "воздействовать" - официальные письма, визиты на высоком уровне и т. д. Так действовали в отношении Грузии в ходе первого раунда ее оценки. Если случай совсем запущенный, то GRECO может пропустить несколько этапов и сразу поставить вопрос об исключении злостного нарушителя из Совета Европы. Но такого еще не было.

- Отчет на уровне министра юстиции - стандартная практика GRECO?

- Нет, это произошло впервые, что стало доказательством серьезности намерений России. Редко, когда на слушания привозят представителей бизнеса и гражданского общества, а Россия сделала это.

- Что будет свидетельством того, что положение дел в нашей стране пошло на поправку?

- Когда перестанет иметь значение личность и должность, в отношении которой заведено антикоррупционное дело. Если повысится прозрачность деятельности публичных должностных лиц и членов их семей - они будут подавать декларации о доходах и имуществе. Когда станет очевидным привлечение гражданского общества и бизнеса к решению проблемы. Все зависит от уровня доверия общества к власти.

- У России есть коррупционная специфика?

- У вас пытаются внушить, что коррупция - часть национальной культуры. В России крайне высокий уровень пессимизма, здесь мало верят в то, что ситуацию удастся исправить. Да, есть объективная сложность - размеры страны, но Россия в начале пути, который займет не один год. Была бы политическая воля! Коррупция - не следствие культурных или национальных особенностей, это социальная и экономическая проблема. И ее можно и должно решать.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера