Архив   Авторы  
За победу на чемпионате сборная Испании получила кубок, золотые медали и 23 миллиона евро

Счет, пожалуйста!
Спорт

Чемпионат Европы по футболу оказался не только ярким спортивным событием, но и успешным коммерческим предприятием




 

УЕФА сорвал рекордный куш - завершившийся чемпионат Европы принес футбольному союзу 1,3 миллиарда евро! «Меня все спрашивают: куда пойдут заработанные деньги? - объяснялся с журналистами генеральный секретарь УЕФА Дэвид Тейлор. - Прежде всего на призовые командам - 184 миллиона евро. Кроме того, 450 миллионов евро будет направлено в 53 национальные организации на развитие футбола». Уже известно, что победитель - сборная Испании - получит от УЕФА в общей сложности 23 миллиона евро. Все шестнадцать сборных, сыгравших в Австрии и Швейцарии, только за участие в первенстве заработали по 7,5 миллиона. Плюс каждая победа в группе приносила миллион, ничья - полмиллиона евро. Дополнительные деньги приносило командам участие в четверть- и полуфинальных матчах. Так, сборная России, дошедшая до полуфинала, заработала в общей сложности 14,5 миллиона евро. Чтобы обеспечить такой призовой фонд да еще закончить самое громкое событие четырехлетия в футбольной Европе с солидной прибылью, требуется, согласитесь, очень хороший менеджмент. При том что затраты на проведение трехнедельного «пиршества» футбола тоже оказались немалыми - 600 миллионов евро. За счет каких же источников наполнялась копилка УЕФА?

Билль о правах

Пожалуй, важнейшей статьей доходов Евро является продажа прав на телетрансляции. Около 180 стран мира получали сигнал из IBC (Международный телецентр), матчи чемпионата по телевидению смотрели десять миллиардов человек. Кстати, прошлый чемпионат Европы в Португалии посмотрело на два миллиарда телезрителей меньше, а суммарный доход УЕФА от продажи телевизионных прав был, по оценкам специалистов, наполовину меньше, чем теперь. УЕФА не называет точные цифры доходов от телетрансляций, но речь идет о сотнях миллионов долларов. Достаточно сказать, что Евро показывали более 160 телекомпаний со всего мира. В обойме УЕФА появились новые вещатели из Азии, Африки, Ближнего Востока и Северной Америки, что само по себе уже говорит о многом.

Косвенное представление об этой статье доходов можно получить из английской прессы, которая сейчас отслеживает перипетии борьбы различных телекомпаний за право показывать Лигу чемпионов. По нынешнему соглашению, которое истекает в 2009 году, ITV и Sky платят около 100 миллионов фунтов стерлингов в год. Причем по контракту они должны показывать рекламу шести титульных спонсоров УЕФА в начале и конце каждого коммерческого перерыва. Теперь УЕФА ищет более щедрые предложения - никак не меньше 125 миллионов фунтов в год. Очевидно, что права на трансляцию матчей Евро-2008 стоили не меньше.

Реклама - двигатель футбола

Рекламный слоган одного из спонсоров Евро гласил: «Величие футбола - страсть миллионов». И было бы весьма нерачительно этой страстью не воспользоваться. Хорошо известно, что одна из важнейших доходных статей чемпионата Европы - реклама. У первенства было несколько титульных спонсоров из числа крупных мировых компаний - Carlsberg, McDonaldТs, Adidas, Canon, Castrol, MasterCard и другие. По оценкам британской прессы, УЕФА получил более 276 миллионов евро по спонсорской программе. А мегакомпании в свою очередь получили мощную рекламу. Как рассказал бренд-менеджер корпорации JVC Мидори Савада, компании, вкладывающие деньги в спонсорство, получают от рекламных щитов, расположенных по периметру поля, гораздо большую отдачу, чем, скажем, при покупке рекламного времени на телевидении в «нефутбольное» время. «Щиты без конца показывают - это очень ценное пространство. По подсчетам, нам бы это стоило миллиарды иен, если бы мы покупали рекламное время в Европе», - делится Савада.

Незадолго до Евро сотрудники футбольной ассоциации специально организовали и провели матч любительских команд на стадионе в Женеве, чтобы спонсоры опытным путем определили, где выгоднее расположить щиты и как скорректировать надписи. Еще на стадии подготовки чемпионата УЕФА подписал договор с организаторами - футбольными ассоциациями Австрии и Швейцарии: в соответствии с ним официальные стадионы первенства должны были быть очищены от «посторонней» рекламы. И не только стадионы! В фан-зонах, ВИП-деревнях, футбольных парках - словом, везде, где тусовались болельщики, никакие спонсоры «местного розлива» представлены быть не могли. Запрещалось даже появляться в футболке с логотипом фирмы, не входящей в элитный список УЕФА. За соблюдением правила следили спецсотрудники ассоциации, засылаемые в гущу народную.

Довольны ли спонсоры отдачей от Евро? «Мы сейчас хотим выйти на новые рынки, проводим большую рекламную кампанию в Китае, Малайзии и Сингапуре, а там как раз болеют европейским футболом», - рассказывает директор по маркетингу компании Carlsberg Келд Cтрудал. Стоит ли говорить, что пиво только этой компании продавалось в фан-парках турнира. Об охвате аудитории можно судить по таким цифрам. К примеру, в Вене фан-парк был открыт 12 часов в день, там действовало 11 экранов, вместимость баров составляла 80 тысяч мест. В то же время Келд Cтрудал посетовал, что спонсорство становится все дороже: «Наступит момент, когда оно станет слишком дорогим. Мы еще пока не подошли к пределу. Но уже приближаемся». Возможно, когда-нибудь это произойдет, но пока компании-спонсоры не жалуются. Об оживлении продаж говорят и представители другого титульного спонсора - компании Adidas, поставщика мячей чемпионата, которые в магазинах продавались по 110 евро. Майки Adidas с национальной символикой сборных стоили от 20 до 30 евро. Сколько Adidas заработала только на майках и мячах, не сообщается, но известно, что прибыль компании увеличилась в первом квартале 2008 года на 32 процента и составила 262 миллиона долларов. Представители фирмы напрямую связывают стремительный рост финансовых показателей с Евро и приближающейся Олимпиадой в Пекине. Короче, быть титульным спонсором чемпионата Европы по-прежнему выгодно.

Клеймо чемпионата

Большой отдачи ждут и от так называемой лицензионной программы УЕФА. Она предусматривает выпуск и распространение товаров с символикой Евро. «Через лицензированную продукцию мы старались донести до фанов дух чемпионата», - говорит Филипп Макграф, занимающийся в УЕФА маркетингом. Подрядчиком УЕФА стала компания WBCP. Эта фирма участвовала в разработке официальной продукции Евро-2008. Затем с различными компаниями были заключены договоры на право выпускать лицензированные УЕФА продукты. С 1 июня 2007 года спортивная экипировка, сувениры и даже разнообразные видеоигры стоимостью от 2 до 75 евро поступили в продажу. Например, в Швейцарии во всех крупнейших магазинах можно было купить школьную форму с символикой Евро, одежду для отдыха, рюкзачки, подарки. На товарах был либо логотип чемпионата, либо изображение талисманов турнира Ц симпатичных человечков Трикса и Фликса. Магазины в Австрии начали торговать товарами с символикой чуть позже. С декабря продажи раскрутились еще как минимум в 850 магазинах в 23 европейских странах. Впрочем, продукция с логотипами Евро будет продаваться до конца года, поэтому итоги программы подводить рано. Однако можно ожидать, что это будут десятки миллионов евро.

Всем странам по серьгам

Эксперты сходятся во мнении, что УЕФА прекрасно организовал чемпионат и неплохо на нем заработал. А что досталось странам, принимавшим чемпионат? Шесть городов, где проходили матчи, получили финансовую поддержку по 740 тысяч евро каждый. А Базелю и Вене, как наиболее потратившимся, добавили еще по 370 тысяч. В их распоряжение поступила и часть доходов от билетной программы. По некоторым подсчетам, это около 30 миллионов евро. Ну и, разумеется, доходы городов Австрии и Швейцарии от пребывания туристов - это деньги, оставленные в гостиницах и в сфере услуг. Любопытно, что все места в отелях городов Евро были выкуплены заранее различными туроператорами по ценам, примерно вдвое превышающим обычные. Это, кстати, стандартная практика, когда дело касается крупных спортивных форумов. Туры выкупались болельщиками в своих странах тоже задолго до начала, причем их стоимость возрастала по мере продвижения команды к финалу. К примеру, стоимость тура для российских туристов на 2-3 матча составляла 1500-2500 евро. Одним словом, внакладе никто не остался. При такой популярности футбола страны будут бороться за право провести у себя чемпионат, а компании - за право войти в число спонсоров. Недаром вице-президент компании WBCP Пилар Сулуета сказала: «Футбол Ц это стратегическая инициатива. Благодаря партнерству с УЕФА мы можем ее использовать по максимуму». Добавить к этому нечего.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера